Распечатать страницу | Назад к предыдущей теме
Название форумаНовая Хронология
Название темыRE: Летоисчисление
URL темыhttp://chronologia.org/dc/dcboard.php?az=show_topic&forum=263&topic_id=26363&mesg_id=26393
26393, RE: Летоисчисление
Послано guest, 17-12-2012 11:17
Предполагаю, что 676 года в Московии так и не наступило, потому что было начато новое летоисчисление. Вопрос только, с какого года отсчитывать 676 лет? Думаю что с 848, несмотря на счёт лет в ПВЛ. То есть 1524 год стал первым годом.

Начну с косвенного свидетельства, которое само по себе ничего не доказывает, но является слишком знаковым, чтобы на него не обращать внимания.

Наиболее авторитетной и популярной в исторической науке является теория, впервые обосновано изложенная в 1869 году в докторской диссертации В. С. Иконникова. Согласно данной точке зрения в явном виде концепция «Москва — третий Рим» впервые была сформулирована в двух посланиях конца 1523 года — начала 1524 старцем псковского Елеазарова монастыря Филофеем.
«Третий Рим». Википедия


Что касается настоящих доказательств, то их пока немного, но кое-что есть.

Перепись 1710 г., произведённая при Петре, носила черты подворной переписи, но итоги её, вскрыв катастрофическое сокращение податных дворов, поставили Петра перед фактом возможного резкого сокращения государственных податей. В переписи 1710 была сделана попытка записывать оба пола. От переписи 1678 до переписи 1710 численность податных хозяйств сократилась на 19,5 %. Пётр отверг результаты переписи 1710 и приказал принимать подати по книгам 1678 г. Одновременно он приказал произвести новую перепись, известную под именем «ландратской» (по имени должностных лиц, стоящих во главе губернии) в течение 1716 и 1717 гг.
«Переписи населения в России». Википедия


С 1678 до 1710 года прошёл полный 31 год. Думаю, было бы забавно, если бы Путин потребовал от налоговой полиции в 2013 году собрать с населения налоги по спискам 1991 года.
Однако историки определённо не брали даты переписей с потолка. Вот примеры документов, на основании которых написана история переписей в России:
«Ведомость, сколько в котором городе и уезде по присланным из Вотчинной канцелярии перечням 186-го году крестьянских, бобыльских, разночинцовых и других званей дворов и в них людей и что по скаскам 719-го и 720-го годов и прописных всякого звания мужеска полу людей перечнем октября по 1 число 1721-го году.»
«… в прошлом 710 году указом царского величества определено в городе Архангельске собрать провиант ратным людям на жалованье на год с поморских городов, в том числе с Сибирской губернии : с Вятки, Чердыни, Соли-Камской, Перми великой, Яренска и Кай-городка по переписным книгам 186 года …»


Считается, что 186 год – это 7186 (-5508=1678) год. Но если отсчёт вёлся с 1524 года, то 1523+186=1709 год.

Но память о переписи сохраняется и благодаря документам другого рода. Сейчас такие документы назвали бы «инструктивным материалом» или «заявлениями граждан», а в XVII веке они носили название наказов и челобитных. Одна из таких челобитных, поданная лета 7153 (а по современному календарю — в 1645 году) на имя 16-летнего царя Алексея Михайловича, сыграла важную роль в истории переписей.
«Переписи населения в России». Википедия


Если данная челобитная была подана в 153 году, то 1523+153=1676 год. Считается, что Алексей Михайлович правил с 1645 по 1676 год . Возможно, что перепись 1646 года проводилась на самом деле в 1677-1678 году. То есть перепись 1646 является фантомом переписи 1678 года.

Любопытно, что у ряда монастырей итоги дворов в Росписях 1654 и 1661 гг. близки или даже совпадают с итогами дворов в Росписях и сказках 1678—1700 гг., несмотря на то, что в промежуток между переписями 1646 и 1678 гг. число дворов должно было бы увеличиться хотя бы вследствие естественного прироста населения. Это настораживает, ибо вызывает сомнение в правильности сведений не только в сводных источниках, но и в самих переписных книгах 1678 г.

Я. Е. Водарский «Население России в конце XVII - начале XVIII века»


Здесь и далее все приводимые цитаты из книги Я. Е. Водарского. Они выделены курсивом.

Неудача переписи 1710 г. и ландратской переписи 1715—1717 гг., по которым оказалось меньше дворов, чем по переписи 1678 г., заставила правительство заняться вопросом об изменении системы податного обложения и поставила на очередь переход к подушной переписи. Как отметил П. Н. Милюков, вопрос об отказе от подворного обложения был поднят в ходе ландратской переписи: введение «поголовщины» было предписано Сенату Петром I в апреле 1717 г. Вероятно, в связи с этим и заинтересовались численностью населения по переписи 1678 г.

До нас дошли три группы сводных источников, содержащих подсчеты численности населения (не только дворов, но и людей мужского пола) по переписи 1678 г.

Датировать составление «Перечня» можно только приблизительно началом XVIII в., всего вероятнее — вторым или началом третьего десятилетия (но не позднее 1722 г.).

Вторая группа источников объединяет восемь погубернских ведомостей и общую сводную ведомость. В погубернских ведомостях приведены поуездные итоги. Сводная итоговая ведомость содержит общие итоги дворов и людей по всем губерниям и группам населения. Датируется источник 1717 г.

Третья группа сводных источников представляет собой табели (таблицы) с поуездными итогами. Табель имеет общий заголовок: «Ведомость, сколько в котором городе и уезде по присланным из Вотчинной канцелярии перечням 186-го году крестьянских, бобыльских, разночинцовых и других званей дворов и в них людей и что по скаскам 719-го и 720-го годов и прописных всякого звания мужеска полу людей перечнем октября по 1 число 1721-го году». Следовательно, в Табели непосредственно сравнивается численность населения в 1678 г. с поданными сказками по подушной переписи. Составление ее датируется 1721 г.


Не странно ли, что даже в 1721 году новые списки населения продолжали сверять с переписью 1678 года, несмотря на переписи 1710 и 1715-1717 годов. А ведь ещё есть сведения о переписях 1701-1702 года.

В нынешнем 710-м году декабря в (число не указано.— Я. В.) день выписано в Поместном приказе из сказок, каковы в прошлом 700-м году збираны на Генеральном дворе, о сборе даточных солдат по переписным книгам 186-го году дворового числа.

Сложно сказать, что здесь перепутано: 710 год с 701 или 700 с 709.

22 марта 1702 г. Разрядный приказ потребовал от приказа Земских дел представить сведения, сколько значится «посацких и дворцовых и патриарших и архиерейских и монастырских и церковных и помещиковых и вотчинниковых и всяких чинов людей крестьянских и бобыльских и задворных и деловых людей дворов по переписным книгам 186-го и 187-го годов».

Второй источник был составлен по указам 27 января 1701 г. и 30 марта 1702 г. Он содержит итоги по 116 уездам, показывающие количество дворов отдельно во владениях светских феодалов, духовенства и в дворцовых вотчинах. Уезды, находившиеся в ведении приказа Казанского дворца, не перечислены, но приведено общее количество дворов в этих уездах у светских феодалов и отдельно у духовенства со ссылкой, что эти сведения получены из приказа Казанского дворца.


Если приказы 1701-1702 года не являются фантомами приказов более позднего времени, то в приведённых случаях говорится о переписных книгах 7186, то есть 1678 года. Волей случая оказалось, что перепись 1709-1710 годов (186-187 гг. по старому летоисчислению) как бы совпала с переписью 1677-1678 годов (7185-7186 гг. по выдуманному летоисчислению). То есть списки 1715-1717 и 1719-1721 годов сверяли со списками 1709-1710 годов, а не с переписью 1677-1678 года.