Распечатать страницу | Назад к предыдущей теме
Название форумаСвободная площадка
Название темыНовгородское межевание по писцовой книге 1623 г.
URL темыhttp://chronologia.org/dc/dcboard.php?az=show_topic&forum=264&topic_id=137510&mesg_id=137510
137510, Новгородское межевание по писцовой книге 1623 г.
Послано Владиmir З, 01-01-2020 23:02
Странно, но поиск на слово Новгород ничего не находит.

Поэтому создам тему по поводу еще одной странности Великого новгорода. Снова у историков складывается какая-то странная картина.

Читаю предисловие к двум отрывкам по переписи населения Великого новгорода "Дворы северо-восточной части Новгородского кремля по описи 1623 года" / Новгородский исторический сборник. Вып. 9. Новгород. 1959
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVII/1620-1640/Novg_pisc_kniga_1623/text.htm

"Вообще сведения о жилых дворах Новгородского Кремля очень скудны. От XVI века сохранилось лишь одно итоговое, сообщение, помещенное в писцовой книге 1582-1584 гг., о дворах Каменного города:
«Государевых царевых и великого князя 3 дворы: двор Сытной да двор Житничной да двор Пушечной. Да двор архиепископа Александра Наугородцкото, да 2 двора наместничьих, да два двора дьячих, да осадных дворов дворянских детей, боярских, и помещиковых, и всяких приказных людей, стрелецких, и плотничьих, и воротничьих, и посадцких черных людей, и владычня дворецкого, и дьячих детей, и боярских, и монастырских, и церковных 95 дворов, а людей в них 111 человек, да 6 дворов пустых, да 16 мест дворовых».

Из этого перечня дворов можно судить о разнообразном составе кремлевского населения. Такой состав стал постоянным с конца XV века, когда Иван III, превращая Кремль в мощную крепость, впустил туда на жительство ремесленников — специалистов по строительству и ремонту оборонительных укреплений.

После шведской интервенции, когда Новгород наполовину выгорел, в Кремль перешли на жительство и некоторые ремесленники городских концов. Евгений Болховитинов отвечал: «По описи Новугороду, деланной в 1623 году видно, что в одних стенах только нынешнего Кремля было 152 двора, 26 церквей и 36 лавок»

Общая площадь Кремля составляет немного более 10 гектаров. Если выбросить из этого числа площадь, находившуюся под государевыми дворами, военными постройками, Владычным, двором, церквами, улицами и проездами, то на долю жилых дворов придется до 3,5 гектаров, а в среднем на двор 1623 года до 230 кв. метров. Величина отдельных дворов колебалась от 50 до 700 кв. метров"


Сначала я удивился тому, сколько в новгородском кремле (на Волхове) помещалось дворов согласно описаниям XVI в. Даже открыл вид кремля сверху. Но когда дошел до 152 жилых дворов по сгинувшей Писцовой книге 1623 г (уже Романовской) я вообще обалдел. Как они считают! Может я не умею считать, тогда прошу поправить.
В среднем на двор 1623 г у них приходится 230 кв. м. Но если взять 12 гектар (настоящая площадь кремля) и поделить на 152 дворов получится 78,9 кв. м на двор. А если из 12 гектар вычесть три царских двора (согласно описаниям XVI в) по 700 кв.м архиепископский и двор Духова монастыря в котором проживал софийский поп Гаврило (а это 19*11 сажен). А также 26 церквей и 36 лавок получится и того меньше.
Гаврило жил на 451 кв. м. Архиепископа поселим в 500.
Получается 3*700 + 500 + 451 = 3051 кв.м
12000-3051=8949 кв.м
26 церквей возьмем в среднем по 8 кв. м. а лавки по 1,5. Всего 262 кв. м
8949-262=8687 8687/147 (оставшихся дворов)= 59 кв.м. на двор
Откуда у историков берется 230 кв.м непонятно. И это я еще исходил из площади кремля в 12 гектар. (Брал с сайта Новгородского кремля.) С 10-то еще меньше получается.

А вот если 230 умножить на 152 двора без церквей и лавок, то получится 34960. 35 гектар!

Так к какому городу относится перепись населения по Писцовой книге 1623 г? К Волховскому или Волжскому?
Если я считал правильно, то вообще выходит, что на 1623 г перенос названия города еще не произошел. Но тогда почему они не уничтожили эту писцовую книгу, которой в начале 19 века еще пользовался Болховитинов? Собственно как указано по ссылке на документ vostlita он вообще единственный кто ее видел.

"В начале XIX века в Новгородском губернском архиве хранилась писцовая книга по Новгороду 1623 года письма Александра Чоглокова да дьяка Добрыни Семенова. Об этом свидетельствовал Евгений Болховитинов в книге «Исторические разговоры о древностях Великого Новагорода», напечатанной в Москве в 1808 году без указания авторства Болховитинова.

Писцовая книга 1623 года являлась ценнейшим документом по истории Новгорода, так как в ней имелось описание города после шведской интервенции 1611-1617 подов. К сожалению, книга была затеряна, видимо, еще в первой половине XIX века. Никто из исследователей XIX и XX веков (кроме Болховитинова) непосредственно ею не пользовался. Приводившиеся из нее данные были почерпнуты из указанного сочинения Болховитинова.

В официальных и частных актах второй, третьей и четвертой четверти XVII века часто делаются ссылки на книгу 1623 года без упоминания других писцовых книг. Создается впечатление, что после переписи 1623 года в Новгороде долгое время не проводилось переписи населения. Кроме книги 1623 года по Новгороду неизвестно в XVII веке других писцовых книг, также отсутствуют и указания на них в других источниках. Основным писцовым документом по Новгороду до 80-х годов XVII века остается книга 1623 года."


Надо бы почитать его "Исторические разговоры о древностях ВН", что он там пишет об этой писцовой книге. Или же это просто его фантазии (книги-то кроме него никто не видел)? Ведь Великий Новгород на самом деле был сетью городов и 152 дворов для такой территории ни о чем.