А.Т.Фоменко
АНТИЧНОСТЬ - ЭТО СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Миражи в истории. Троянская война была в XIII веке н.э.
Евангельские события XII века н.э. и их отражения в истории XI века.

Глава 4.
ИЗВЕСТНАЯ РЕФОРМА ЗАПАДНОЙ ЦЕРКВИ В XI ВЕКЕ, ПРОВЕДЕННАЯ "ПАПОЙ ГРИГОРИЕМ ГИЛЬДЕБРАНДОМ" - ЭТО ОТРАЖЕНИЕ РЕФОРМ ИМПЕРАТОРА АНДРОНИКА-ХРИСТА ИЗ XII ВЕКА.

1. "РИМСКИЙ ПАПА ГРИГОРИЙ ГИЛЬДЕБРАНД" ИЗ XI ВЕКА ЯВЛЯЕТСЯ ОТРАЖЕНИЕМ АНДРОНИКА-ХРИСТА ИЗ XII ВЕКА ПРИ СДВИГЕ НА СТО ЛЕТ. ЗАТЕМ ХРОНОЛОГИ СДВИНУЛИ ЖИЗНЬ ХРИСТА ЕЩЕ НА 1050 ЛЕТ ВНИЗ, В I ВЕК.

В истории Западной Европы и западно-европейской христианской церкви хорошо известна крупнейшая церковная реформа якобы XI века, задуманная и проведенная в жизнь знаменитым папой Григорием Гильдебрандом. Считается, что она радикально изменила жизнь западных европейцев. Как мы покажем в настоящей главе, "папа Григорий Гильдебранд" XI века на самом деле является фантомным отражением Андроника-Христа из XII века.

Поясним. Из обнаруженного нами распадения "скалигеровского учебника истории" в сумму четырех коротких летописей, сдвинутых относительно друг друга, вытекает, что какое-то время бытовала ошибочная средневековая традиция датировать жизнь Христа XI веком. Сначала этот факт был обнаружен мною, исходя из глобальной хронологической карты: см. сдвиг на 1053 года, совмещающий события I века и XI века. В дальнейшем эта же ошибочная точка зрения старинных хронистов обнаружена Г.В.Носовским при анализе календарно-пасхальных средневековых расчетов, см. "Семь чудес света", гл.2.

Таким образом, следует ожидать появления в "скалигеровском одиннадцатом веке" фантомного отражения Иисуса Христа. Такой прогноз оправдывается, и в настоящей главе мы предъявим такие факты.

Затем, при дальнейшем анализе хронологии, мы обнаружили, что эпоха Христа, которая сегодня считается отстоящей от нас на 2000 лет, на самом деле, на тысячу сто лет ближе к нам. А именно, это XII век. См. нашу книгу "Царь Славян". При этом оказывается, что хотя позднесредневековые хронологи и отодвинули (на бумаге) жизнь Христа в первый век, "вытерев" ее из XII века, но на страницах скалигеровской истории XI века все же осталось "промежуточное отражение" императора Андроника-Христа (1152-1185) в виде "римского папы Григория VII Гильдебранда".

Это утверждение чисто хронологического характера иногда встречает непонимание у верующих людей. Оно возникает из-за ошибочного впечатления, будто предлагаемая нами передатировка евангельских событий противоречит христианскому вероучению. На самом деле, это не так. Религия не основана на хронологии. Хронология - это область науки, а не религии. Предлагаемая нами передатировка жизни Христа, рассматриваемая в совокупности с передатировками остальных событий древней и средневековой истории, никак не затрагивает христианского вероучения.

То же можно сказать и об обнаруженном мною соответствии между евангельскими описаниями Христа и сведениями о "папе Григории Гильдебранде". В наших работах мы показали, что история итальянского Рима, - где, согласно скалигеровской истории, якобы в XI веке действовал "папа Гильдебранд", - на самом деле началась лишь в XIV веке. Причем до XVII века она была совсем не такой, как изображает скалигеровская версия. Отсюда следует, что в реальной истории XI века в Италии не могло быть никакого "римского папы Гильдебранда". Хотя бы потому, что в то время еще не было и самого итальянского Рима.

2. АСТРОНОМИЯ В ЕВАНГЕЛИЯХ.

2.1. КОГДА ПРОИЗОШЛО ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЗАТМЕНИЕ.

Вопрос о датировке евангельских событий по затмению, описанному в Евангелиях и других раннехристианских источниках (Флегон, Африкан, Синкеллос и др.), имеет давнюю историю и многократно обсуждался астрономами и хронологами. О характере этого затмения - было оно лунным или солнечным - имеются разногласия. Поэтому мы рассмотрим обе возможности. Начнем с лунного затмения. Скалигеровская хронология предлагает в качестве решения 33 год н.э. См., например астрономический канон Гинцеля [1154]. Однако это решение содержит грубую натяжку. Дело в том, что лунное затмение 33 года н.э. было практически не видно на Ближнем Востоке. Кроме того, фаза затмения ничтожно мала [1154]. Тем не менее, затмение 33 года н.э. упорно считается сегодня подтверждением скалигеровской даты распятия якобы в 33 году н.э.

Морозов предложил другое решение: 21 марта 368 года н.э. [544], т.1, с.96. Однако, с точки зрения наших результатов, показавших распадение "скалигеровского учебника по истории" в сумму четырех коротких летописей, это решение также оказывается слишком ранним. Ошибочно считая, что скалигеровская хронология с IV века н.э. и ближе к нам в основном верна, Морозов в поисках "евангельского затмения" проанализировал затмения лишь, как он пишет: "до VIII века, т.е. от глубокой древности до второй половины средних веков (далее я не проследил за бесполезностью) (! - А.Ф.)" [544], т.1, с.97. И напрасно.

Как показано в "Числа против Лжи", гл.6, в эпоху XIV-XVI веков сложилась ошибочная традиция относить жизнь Христа (1152-1185) во вторую половину XI века.

Хронологи XIV-XV веков ошиблись здесь на сто лет. Такая неверная точка зрения, бытовавшая некоторое время, вынудила хронологов искать в конце XI века "подходящее" лунное затмение, "знаменовавшее распятие Христа". Поскольку лунные затмения происходят часто, то не составляет большого труда найти решение, ЧАСТИЧНО УДОВЛЕТВОРЯЮЩЕЕ требуемым условиям. Не исключено, что в качестве одного из возможных кандидатов хронологи рассматривали лунное затмение 3 апреля 1075 года, в пятницу. Координаты зенитной точки затмения таковы: долгота +10 градусов, широта -8 градусов. См., например, канон Оппольцера [1315]. Затмение было видно во всей интересующей нас области Европы и Ближнего Востока. Согласно церковной традиции, распятие Христа, сопровождавшееся затмением, произошло за два дня до Пасхи. Конечно, не ранее дня равноденствия. Затмение 3 апреля 1075 года н.э. действительно произошло за два дня до Пасхи, которая в 1075 году была 5 апреля, в воскресенье. Однако фаза затмения 1075 года н.э. составляет всего 4"8, то есть не очень велика. Так что данное решение нельзя признать удовлетворительным.

Подчеркнем, что все позднейшие попытки хронологов связать с распятием Христа именно ЛУННОЕ затмение, противоречат четким указаниям Евангелий, утверждающим, что затмение было СОЛНЕЧНЫМ.

Поэтому рассмотрим вариант с солнечным затмением. Согласно Евангелиям и церковному преданию [518], в год Рождества Христова ВСПЫХНУЛА НОВАЯ ЗВЕЗДА НА ВОСТОКЕ (Матфей 2:2, 2:7, 2:9-10), а примерно через 33 года (возраст Христа в момент распятия), в год Воскресения, произошло полное солнечное затмение. Евангелист Лука прямо указывает, что при распятии "ПОМЕРКЛО СОЛНЦЕ" (Лука 23:45). Церковные источники ясно говорят именно о солнечном затмении в связи с распятием Христа, причем не всегда относят его к страстной пятнице. Отметим, что солнечное затмение в данной местности, а тем более полное солнечное затмение, - исключительно редкое событие. Дело в том, что солнечные затмения, хотя и случаются каждый год, но видны только в области узкой полосы лунной тени на Земле. В отличие от лунных затмений, которые видны сразу с половины земного шара. Библейская наука XVIII-XIX веков, не обнаружив евангельского солнечного затмения в Палестине начала н.э., лукаво предложила считать, будто затмение было лунным. Это, правда, помогло плохо. В точности подходящего лунного затмения тоже не нашли, см. выше. Однако с тех пор обычно считают, что в Евангелиях описано не солнечное, а, дескать, лунное затмение. Мы же остановимся теперь на исходной точке зрения, отраженной в первоисточниках, то есть что затмение было солнечным.

Оказывается, такая пара редчайших астрономических событий - вспышка новой звезды и, примерно через 33 года, - полное солнечное затмение, действительно была. Но только не в первом, а в XII веке! Это - вспышка сверхновой звезды примерно в 1150 году и полное солнечное затмение 1 мая 1185 года. Об этом мы подробно рассказали в книге "Царь Славян".

Таким образом, астрономические свидетельства указывают, что евангельские события произошли, скорее всего, в XII веке. То есть примерно на тысячу сто лет позднее скалигеровской "даты" [1154] и на 800 лет позднее, чем считал Морозов [544], т.1.

Однако позднейшие хронологи отодвинули вспышку сверхновой звезды (то есть евангельской Вифлемеской звезды) вниз на сто лет и заявили, будто она произошла в 1054 году. Откуда взялась такая версия? Не исключено, что какую-то роль здесь сыграли упорные попытки средневековых хронологов найти "подходящее" солнечное затмение именно в XI веке. Дело в том, что 16 февраля 1086 года, в понедельник, произошло полное солнечное затмение [1154]. Полоса его тени прошла через Италию и Византию. Согласно астрономическому Канону Гинцеля [1154], характеристики этого затмения следующие. Координаты начала траектории тени на земной поверхности: долгота -76 градусов, широта +14 градусов; координаты середины траектории : долгота -14 градусов, широта +22 градуса; координаты конца траектории: долгота +47 градусов, широта +45 градусов. Время середины затмения: 12 часов 52 минуты по Гринвичу 16 февраля 1086 года н.э. Затмение - полное. Ошибочно объявив это затмение "тем самым", которое знаменовало год распятия Христа, хронологи XIV-XV веков, по-видимому, отсчитали от этой даты (то есть от 1086 года) вниз примерно 33 года (возраст Христа) и получили примерно середину XI века как предполагаемую дату Рождества Христова. В итоге они ошиблись на сто лет.

Остановимся подробнее на церковной традиции, связывавшей с распятием Христа именно СОЛНЕЧНОЕ ЗАТМЕНИЕ.

2.2. В ЕВАНГЕЛИЯХ ОТРАЖЕНЫ ДОСТАТОЧНО РАЗВИТЫЕ АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СОЛНЕЧНЫХ ЗАТМЕНИЯХ. ЭТО ПРОТИВОРЕЧИТ ТОЙ ИСТОРИИ ЕВАНГЕЛИЙ, КОТОРУЮ НАМ РИСУЮТ.

Исследователи Евангелий давно обратили внимание на сообщение евангелистов, что затмение длилось около ТРЕХ ЧАСОВ.

Матфей говорит: "От шестого же часа тьма была ПО ВСЕЙ ЗЕМЛЕ до часа девятого" (Матфей 27:45).

Лука говорит: "Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма ПО ВСЕЙ ЗЕМЛЕ до часа девятого: И ПОМЕРКЛО СОЛНЦЕ" (Лука 23:44-45).

Марк говорит: "В шестом же часу настала тьма ПО ВСЕЙ ЗЕМЛЕ и продолжалась до часа девятого" (Марк 15:33).

Иоанн на эту тему ничего не сообщает.

Многочисленные комментаторы Евангелий неоднократно высказывали следующее недоумение. Как согласовать сообщение евангелистов о солнечном затмении - "померкло солнце" - с тем, что "тьма длилась", по их же словам, около трех часов. Ведь обычное солнечное затмение наблюдается в каждом конкретном пункте не более нескольких минут. Вполне естественное объяснение предложил в свое время Андрей Немоевский, автор книги "Бог Иисус" [576]. Он писал: <<Мы знаем, что солнечное затмение "над всей страной" (имеется в виду небольшая окрестность Иерусалима, как обычно предполагается - А.Ф.) не может длиться три часа. Оно могло продолжаться самое большее 4-8 минут. Евангелисты, видимо, обладавшие астрономическими познаниями, не могли сказать и, конечно, не сказали подобной бессмыслицы... У Луки (XXIII, 44)... у Марка (XV, 33) мы читаем... у Матфея (XXVII, 45)... "НАД ВСЕЙ ЗЕМЛЕЙ", что действительно может длиться несколько часов. ВСЕ солнечное затмение 6 мая 1883 г. продолжалось 5 часов и 5 минут, но ПОЛНОЕ затмение длилось 3 часа и 5 минут, т.е. как раз столько времени, сколько указано в Евангелиях>> [576]], с.231.

Другими словами, по-видимому, евангелисты в качестве ТРЕХ часов назвали не продолжительность "наступления тьмы" в какой-то отдельной точке земной поверхности, А ПОЛНОЕ ВРЕМЯ ДВИЖЕНИЯ ЛУННОЙ ТЕНИ ПО ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ. То есть - длительность затмения от момента его начала, скажем, в Англии, и до его конца, например, в Иране. Три часа лунная тень чертила длинную полосу "по всей земле", внутри которой "наступала тьма". Недаром же евангелисты употребили здесь выражение "ПО ВСЕЙ ЗЕМЛЕ".

Конечно, такое понимание Евангелий подразумевает довольно развитые представления их авторов о природе солнечных затмений. Но если события происходили в XII веке, а записывались и редактировались не ранее XII-XIV веков, или даже еще позднее, то удивляться тут не приходится. В средние века астрономы уже хорошо понимали механизм солнечных затмений и тот факт, что лунная тень скользит по Земле, "над всей землей", на протяжении нескольких часов.

Отметим, что такой высокий уровень астрономических представлений евангелистов в рамках скалигеровской истории совершенно невозможен. Нам внушают, что евангелисты не были специалистами в астрономии и не использовали никаких специальных астрономический знаний.

Остановимся вкратце еще раз на вопросе о "пасхальном затмении" при распятии Иисуса Христа. Как мы обсуждаем в книге "Библейская Русь", многие старые церковные источники настаивают, что это затмение было солнечным. Конечно, это несовместимо с утверждениями Евангелий, согласно которым распятие произошло близко к дню иудейской Пасхи. То есть, близко к полнолунию. Каждому ясно, что в полнолуние солнечных затмений не бывает. Поскольку Солнце и Луна в этот момент находятся по разные стороны от Земли. Солнце светит как бы из-за спины земного наблюдателя, который именно поэтому и видит всю освещенную часть Луны. То есть полную Луну.

Тем не менее, как мы обнаружили, полное солнечное затмение 1 мая 1185 года произошло В ТОТ САМЫЙ ГОД, когда распяли Христа, см. книгу "Царь Славян". Напомним, что полное солнечное затмение - событие исключительно редкое в данной точке земного шара. Здесь между полными затмениями могут проходить сотни лет. Поэтому с течением времени майское затмение 1185 года, как впечатляющее событие, вполне могли объединить, совместить с моментом распятия Христа (тоже весной). Так и возникло представление о пасхальном солнечном затмении. В этом нет ничего удивительного, поскольку в средние века путаница в датах на 1-2 месяца могла происходить.

На рис.4.1 приведена старинная миниатюра из Реймского Миссала, изображающая распятие Христа. Внизу показано затмение солнца, связываемое с распятием, рис.4.2. Современный комментарий таков: "В третьей сцене на нижнем поле: диапокрифический эпизод с солнечным затмением, которое наблюдают в Гелиополисе Дионисий Ареопагит и Аполлофан" [1485], с.54. Видно, что Солнце полностью закрыто темным лунным диском, из-за которого пробивается солнечная корона. Небо нарисовано темным, "наступила тьма". Многочисленные зрители испуганно смотрят на небо. Два мудреца указывают пальцами на затмение и на распятие Христа, изображенное наверху.

На рис.4.3 представлен фрагмент фронтисписа Нового Завета из книги Guiart dea Moulins "La Bible historiale". Изображено распятие Христа, связываемое с полным солнечным затмением. Причем, на одной и той же миниатюре нарисовано два последовательных события - слева от креста мы видим пока еще сияющее Солнце, а справа оно уже полностью затмилось, закрыто черным диском Луны. Такой прием, развертка во времени, как бы "мультфильм", часто применялся средневековыми художниками, старавшимися представить на одном рисунке сразу несколько следовавших друг за другом событий.

На рис.4.4 показана еще одна миниатюра, якобы конца XV века, изображающая солнечное затмение, связываемое с распятием Христа. Опять-таки нарисованы два последовательных события. Слева от креста Солнце еще сияет, а справа показано, как оно начало затмеваться. На солнечный диск наползает Луна, которая сейчас закроет Солнце целиком. На небе нарисованы звезды, которые становятся видимыми только при полном солнечном затмении.

Следы упоминаний о Христе в средневековых хрониках, отнесенных позднее именно к XI веку, сохранились до нашего времени. Например, в хронографе 1680 года [940] сообщается, что папу Льва IX (1049-1054) посещал сам Христос: "Повествуется, яко Христос во образе нищаго, посещал его (Льва IX) в ложнице" [940], лист 287. Важно, что это - единственное упоминание такого рода в хронографе [940], кроме случаев пересказа Евангелий. Как мы увидим в следующем разделе, параллели с Евангелиями есть и в жизнеописании "римского папы Григория VII", умершего якобы в 1085 году. Под именем Григория VII в римских хрониках отразился император Андроник-Христос после искусственного переноса (на бумаге!) царь-градской истории в Италию. И после сдвига дат на сто лет вниз.

Поэтому в качестве "первого года по Р.Х." в некоторых средневековых хрониках мог ошибочно подразумеваться 1054 год н.э. Это и породило затем еще один сдвиг на 1053 года в хронологии. Другими словами, некоторые средневековые хронисты ошибочно датировали Рождество Христово именно 1054-м или 1053-м годом (вместо подлинного 1152 года).

Кстати, начало так называемого Первого Крестового Похода, - то есть похода "за освобождение гроба Господня", - сегодня ошибочно датируется 1096 годом, см. [455], вместо примерно 1196 года. С другой стороны, обратите внимание на средневековые церковные источники, например, "Сказание о страсти Спасове" и "Письмо Пилата к Тиверию", в которых более подробно, чем в Евангелиях, описываются события, связанные с Христом. Так вот, утверждается, что сразу после Воскресения, Пилат был вызван в Рим и казнен там. А войска Кесаря пошли в поход на Иерусалим и захватили его. Сегодня считается, что все это - пустые средневековые домыслы, поскольку в хронологии Скалигера никакого похода римлян на Иерусалим в 30-х годах I века н.э. нет. Однако, если Воскресение Христа датируется концом XII века, это утверждение средневековых источников сразу приобретает буквальный смысл. А именно, имеются в виду Крестовые Походы конца XII - начала XIII века. И особенно, так называемый Четвертый Поход 1204 года, в ходе которого был взят Царь-Град.

Затем позднейшие хронологи, введенные в заблуждение столетним хронологическим сдвигом, передвинули даты Крестовых Походов конца XII - начала XIII века в конец XI века. В результате "в одиннадцатом веке" возник, например, фантомный Крестовый Поход якобы 1096 года, когда был взят Иерусалим [455].

Главная страница
Оглавление книги АНТИЧНОСТЬ - ЭТО СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Подписи к рисункам
Продолжение >>