В.В.Калашников, Г.В.Носовский, А.Т.Фоменко
ЗВЕЗДЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ.
Астрономический анализ хронологии.
Датировка Альмагеста Птолемея. Коперник, Тихо Браге и "античный" Гиппарх.

Том 3 , книга 1

Глава 11.
Г.В.НОСОВСКИЙ, А.Т.ФОМЕНКО.

ДРУГИЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ДАТИРОВКОЙ КАТАЛОГА АЛЬМАГЕСТА.

8. АННА КОМНИНА СЧИТАЕТ ГИППАРХА ИЛИ ПТОЛЕМЕЯ СВОИМ СОВРЕМЕННИКОМ. ВНОВЬ ПОЛУЧАЕТСЯ, ЧТО ГИППАРХ И ПТОЛЕМЕЙ ЖИЛИ НЕ РАНЕЕ ЭПОХИ XI-XII ВЕКОВ.

В связи с полученной нами датировкой звездного каталога Птолемея возникает вопрос -- как датировали эпоху Птолемея старинные авторы. Обратимся к известному сочинению Анны Комниной -- "Алексиада" [418]. Анна Комнина считается автором XII века, дочерью византийского императора Алексея Комнина. Конечно, ее книга дошла до нас в поздней редакции XVII--XVIII веков. Тем не менее, в этой книге, оказывается, сохранились ценные сведения об истории астрономии, хорошо объясняемые нашей реконструкцией. Анна Комнина считается одним из самых образованных и осведомленных средневековых авторов. Это увеличивает ценность ее свидетельств.

Итак, Анна Комнина пишет об астрономии и астрологических предсказаниях следующее: "Я... коротко расскажу о предсказаниях. Это НОВЕЙШЕЕ изобретение -- ТАКОЙ НАУКИ НЕ СУЩЕСТВОВАЛО В ДРЕВНОСТИ. Способы предсказаний не были известны во времена ученейшего астронома Евдокса, не имел понятия об этом Платон, и даже астролог Манефон не был искушен в этой науке. Прорицая, они не знали получения гороскопа, установления центров, наблюдения за расположением созвездий, и всего другого, что изобретатель этого метода передал последующим поколениям" [418], с.186.

Эти слова Анны Комниной недвусмысленно показывают, что такие понятия как ГОРОСКОП (то есть расположение планет по созвездиям), СОЗВЕЗДИЯ, а также ЦЕНТРЫ, то есть, по-видимому, ПОЛЮСА небесной сферы, ПОЯВИЛИСЬ ЛИШЬ В ЕЕ ВРЕМЯ. То есть, согласно скалигеровской хронологии, в XII веке. А согласно новой хронологии, не ранее XII века. В частности, упоминая старых астрономов -- Евдокса и Манефона, Анна Комнина утверждает, что они еще не пользовались самими понятиями созвездий. В то же время, скалигеровская история астрономии уверяет нас, что разбиение неба на созвездия широко использовалось в "Древней" Греции. См. выше.

В книге "Небесный календарь древних", гл.9, мы подробно остановимся на средневековой небесной символике созвездий. Мы покажем, что она складывалась в эпоху XII--XVI веков. И что даже самые ранние ее элементы появились не ранее эпохи Христа, то есть XII века н.э. Это прекрасно объясняет утверждение Анны Комниной.

Далее, возникает вопрос -- почему, перечисляя СТАРЫХ, с ее точки зрения, астрономов, Анна Комнина вообще не упомянула ни Птолемея, ни Гиппарха. Этих имен нет и в указателе имен в современном научном издании "Алексиады" [418]. Но, например, Евдокса и Манефона она упомянула. А ведь нас уверяют, что во времена Анны Комниной, на протяжении якобы тысячи лет основным астрономическим сочинением был Альмагест Птолемея. Созданный якобы во II веке. Так что именно его должна была в первую очередь назвать Анна Комнина, говоря об астрономии.

Но читая дальше, мы с удивлением обнаруживаем, что Анна Комнина на самом деле о Птолемее или Гиппархе все-таки говорит. НО КАК О СВОЕМ СОВРЕМЕННИКЕ. Вот что она пишет О ВРЕМЕНИ СВОЕГО ОТЦА -- Алексея Комнина. "В то время... ЩЕДРО РАСКРЫВАЛ ТАЙНЫ АСТРОЛОГИИ ЗНАМЕНИТЫЙ ЕГИПТЯНИН ИЗ АЛЕКСАНДРИИ. Отвечая на многочисленные вопросы, этот АЛЕКСАНДРИЕЦ очень точно предсказывал будущее, причем в некоторых случаях даже не пользовался астролябией... АЛЕКСАНДРИЕЦ прорицал благодаря искусству логического мышления. Самодержец видел, как молодежь считает александрийца каким-то пророком, стекается к нему, он и сам дважды обращался к нему с вопросами, и оба раза александриец удачно на них отвечал. Алексей... назначил ему для местожительства РЕДЕСТО. Император проявил по отношению к нему большую заботу и щедро снабдил всем необходимым за счет казны" [418], с.186.

Анна Комнина посвящает рассказу о ЗНАМЕНИТОМ АЛЕКСАНДРИЙЦЕ ЦЕЛУЮ СТРАНИЦУ своей книги. ОДНАКО ЗАГАДОЧНЫМ ОБРАЗОМ НИ РАЗУ НЕ УПОМИНАЕТ ЕГО ИМЕНИ. В то же время, имена других астрономов и астрологов Анна Комнина аккуратно приводит [418], с.186--187. Хотя говорит о них куда меньше.

Но в истории мы знаем только двух знаменитых АЛЕКСАНДРИЙСКИХ АСТРОНОМОВ. Это -- Гиппарх и Птолемей Александрийский. О ком-то из них, скорее всего, и говорит Анна Комнина. Странное исчезновение этого имени со страниц книги Анны Комниной обращает на себя внимание. По-видимому, редакторы XVII века, попросту, ВЫТЕРЛИ знаменитое имя Гиппараха или Птолемея со страниц "Алексиады". Поскольку в XVII веке, когда ее приводили в соответствие со скалигеровской хронологией, Птолемея уже отправили во II век н.э. А Анну Комнину сдвинули в XII век. В результате, между ними возник искусственный разрыв в тысячу лет. Тогда историкам пришлось аккуратно подчистить текст "Алексиады", чтобы не возникало ненужных вопросов.

Создание звездного каталога вряд ли было под силу какому-то одному, пусть даже выдающемуся, ученому. Нужна была государственная поддержка, инструменты, помощники. Деньги, в конце концов. Причем немалые. И действительно, со слов Анны Комниной мы узнае'м, что все это было предоставлено АЛЕКСАНДРИЙЦУ самим императором.

Отметим, что место наблюдений, загадочное РЕДЕСТО, -- единственный раз упоминаемое во всем труде Анны Комниной, см. индекс в [418], с.682, -- это, скорее всего, известный остров РОДОС. Который, вероятно, считался особо удобным местом для астрономических наблюдений. Согласно нашей гипотезе, в XVI веке там же проводил свои наблюдения и "античный" Гиппарх = Тихо Браге. В любом случае остров Родос часто упоминается как место астрономических наблюдений. Например, в том же Альмагесте Птолемея.

Более подробно об упоминании Гиппарха или Птолемея в труде Анны Комниной см. в нашей книге "Ватикан", часть 1, гл.1. Там показано, что в жизнеописание "Гиппарха" вошли сведения как об астрономе из XI века, так и данные о Тихо Браге из XVI века.

9. ЯВНАЯ ДАТИРОВКА ЭПОХИ ПТОЛЕМЕЯ НА ЕГО ИЗОБРАЖЕНИИ В СТАРИННОЙ НЕМЕЦКОЙ "ВСЕМИРНОЙ ХРОНИКЕ" ШЕДЕЛЯ.

Обратимся к известной средневековой книге Гартмана Шеделя, датируемой XV веком [1396:1]. Она называется "Книга хроник с фигурами и изображениями от начала мира до наших дней" [90], c.23. Ее также называют Нюрнбергской Хроникой или Аугсбургской Хроникой. Считается, что "это была первая иллюстрированная энциклопедия всемирной истории и географии" [90], с.23.

<<Свою "Всемирную хронику" он составил на основе библейских преданий, сведений древних историков (в основном Геродота и Тита Ливия) и средневековых авторов, свидетельств современников и собственных суждений... Книга, вышедшая одновременно на немецком и латинском языках, имела невероятный успех... торговали ею по всей Германии, а также в Вене, Париже, Граце, Кракове, Лионе и Будапеште; ее заказывали из Милана, Пассау, Любека, Ингольштадта, Данцига, Франкфурта и Бамберга; ее продавали известнейшие торговцы в Венеции, Флоренции и Женеве... Гравюры "Аугсбургской хроники" сделаны, очевидно, Томасом Бургкмайером (1444?-1523), аугсбургским гравером, отцом известного художника Ганса Бургкмайера... ИЛЛЮСТРАЦИИ ПОКАЗЫВАЮТ СОБЫТИЯ ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ И НЕДАВНИХ ВРЕМЕН... представляют правителей и философов, поэтов и ученых>> [90], с.23-24.

В числе прочих знаменитых людей прошлого в хронике Шеделя представлен портрет Птолемея, рис.11.38. Этот портрет, оказывается, СОДЕРЖИТ ДАТУ. В руках Птолемея - сектор с координатной сеткой, рис.11.39. Но кроме нее мы видим здесь дату: 1346 год или 1546 год. Разночтение возникает из-за того, что рядом с верхней частью пятерки есть черточка, возможно являющаяся частью плохо пропечатанной цифры. Тогда эта пятерка превращается в тройку. Остальные цифры читаются совершенно однозначно. Они выписаны в полном соответствии со стандартами того времени. В частности, четверка - в виде перевернутой буквы гамма. Многочисленные примеры средневековой записи цифр приведены в книге "Числа против Лжи", гл.6:12-13.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ПТОЛЕМЕЙ ДАТИРОВАН ЗДЕСЬ XIV ИЛИ XVI ВЕКАМИ. Что прекрасно соответствует нашей датировке Альмагеста.

Отметим, что дата эта очевидно не является датой изготовления гравюры. Во-первых, она поставлена не сбоку от Птолемея, а прямо на его изображении. Причем, крупно. Во-вторых, эта дата, - как бы ее ни читать, 1346 или 1546, - никак не может быть отнесена ко времени жизни художника. Который, как считается, жил в 1444-1523 годах [90], с.24. Год рождения художника, правда, отмечен знаком вопроса, но в данном случае это ничего не меняет. Поскольку 1346 год отстоит от 1444 года на целое столетие.

Также отметим, что указанную дату нельзя считать просто набором цифр, градуирующих прибор в руках Птолемея. Поскольку в этом случае они шли бы подряд или с равными промежутками. Что не так. Написанные цифры недвусмысленно образуют средневековую дату.

10. ЧТО ОЗНАЧАЛО СЛОВО PELUSIENSIS ИЛИ PHELUDIENSIS В ИМЕНИ ПТОЛЕМЕЯ.

На титульных листах первых изданий Альмагеста Птолемей назван философом и математиком из Пелузийской, - в других изданиях Фелудийской, - Александрии. Так, например, на титульном листе латинского издания якобы 1537 года читаем:

CL. PTOLOMAEI PHELVDIENSIS ALEXANDRINI PHILOSOPHI ET MATHEMATICI ...

См. выше рис.11.4.

На титульном листе другого латинского издания, относимого сегодня к 1551 году, написано следующее:

CLAVDII PTOLEMAEI PELUSIENSIS ALEXANDRINI...

См. рис.3.18.

Обратим внимание на слово PHELVDIENSIS или, в другом написании, PELUSIENSIS в этом титуле. Различные написания этого слова, вероятно, получились из-за путаницы букв. Скажем, букву S, в том виде, как она написана в слове PELUSIENSIS, рис.3.18, вполне можно принять за букву d с утраченной петелькой. И действительно, во втором варианте на ее месте стоит буква d, а именно - PhelvDiensis, рис.11.4.

Видимо, в основе того и другого варианта лежало какое-то слово, не очень понятное редакторам указанных латинских изданий. Или более ранним переписчикам, рукописи которых использовались для этих изданий. Что именно означает это слово - современные комментаторы уверенно сказать не могут. Приведем, например, комментарий из русского издания Альмагеста [704]. <<Сообщают, что Птолемей родился в Гермиевой (Германской? - Авт.) Птолемаиде... согласно другой версии, он был родом из Пелузия... но это, скорее всего, есть результат ошибочного прочтения имени "Клавдий" в арабских источниках>> [704], с.431. Таким образом, слово PELUSIENSIS - Пелузийский современные комментаторы считают ошибочным прочтением какого-то другого слова. Какого именно - они сказать не могут.

Выдвинем в этой связи следующее предположение. Заметим, что сравнение упомянутых выше двух вариантов загадочного слова приводит к следующей простой мысли. Вероятно, здесь первоначально стояло слово ПОЛУДЕННАЯ. То есть полуденная, южная Александрия. Записав это русское слово латинскими буквами, получили POLUDEN(SIS). Здесь SIS - добавленное латинское окончание. Затем, забыв первоначальный смысл, его превратили в PELUDENSIS, а потом - в PELUSIENSIS, заменив первое d на s. Впрочем, в другом варианте буква d осталась на месте. Но зато первую букву p превратили в ph, то есть просто заменили П на Ф. Слово стало трудно узнаваемым. А затем, по прошествии времени, стали строить различные догадки - что оно могло означать.

Но слово ПОЛУДЕННЫЙ - хорошо известно в старом русском языке. Оно означало ЮЖНЫЙ. Поэтому Полуденная Александрия означает просто Южная Александрия.

Итак, вероятно, в утраченных рукописях Альмагеста было написано, что Птолемей -- философ и математик из ЮЖНОЙ АЛЕКСАНДРИИ. Это вполне естественно. Ведь Птолемей был астрономом-наблюдателем. А астрономические наблюдения удобнее всего проводить на юге. Здесь видно больше звезд, чем на севере. На юге лучше условия наблюдения - чаще бывает чистое небо, нет северных туманов.

В средние века было много городов с названием Александрия. В частности, Александрия была и на Руси. Это - знаменитая Александровская Слобода, недалеко от Москвы, царская ставка XVI века. Ныне - город Александров, см. подробности в книге "Библейская Русь", гл.7.

Александрия была и в Северной Италии. Она указывалась там на средневековых картах. И так далее. Поэтому совершенно естественно, что на обложке печатного издания Альмагеста уточнили - в какой именно Александрии работал Птолемей. А именно - в полуденной, то есть южной. Возможно, это была Александрия в современном Египте. А в XVI веке полуденная Александрия "Монгольской" Империи находилась, возможно, и еще южнее. Например, на юге современной Индии. Где в XV-XVI веках вполне могли располагаться обсерватории Империи и производиться астрономические наблюдения.

В заключение, приведем интересные изображения. На рис.11.40, рис.11.40a показан вид Вселенной, согласно Козьме Индикоплову. На рис.11.41 - мозаика с Зодиаком из старинной синагоги. На рис.11.42 - Сведения о Птолемее в западно-европейском "Лютеранском Хронографе" 1680 года (частное собрание): "Флегон хронолог Адрианов вскормленник, Птоломей астролог Египтянин, написал 8 книг географии, живут лета Христова 130". Это - все, что данный Хронограф, с которым мы ознакомились в подлиннике, знает о Птолемее. Отметим, что Альмагест здесь не упоминается вообще, хотя сам Птолемей и его "География" названы. Это странно, если верить тому, что, как нас уверяют, Альмагест в XV-XVI веках вышел в Западной Европе несколькими изданиями. Почему же тогда Хронограф конца XVII века, рассказывая о Птолемее, ничего не знает об этой его знаменитой книге? Может быть, первые издания Альмагеста, якобы XV-XVI веков, на самом деле были напечатаны в конце XVII века, а даты на них проставлены "задним числом"?

Главная страница
ЗВЕЗДЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ
Продолжение >>
Подписи к рисункам