Г.В.Носовский, А.Т.Фоменко
РАСЦВЕТ ЦАРСТВА

Империя. Где на самом деле путешествовал Марко Поло.
Кто такие итальянские этруски. Древний Египет. Скандинавия. Русь-Орда на старинных картах.

Том 5, книга 2

Часть 1.
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, СРЕДНЕВЕКОВЫЕ КАРТОГРАФИЯ И ГЕОГРАФИЯ ПОДТВЕРЖДАЮТ НАШУ РЕКОНСТРУКЦИЮ.

Глава 2.
ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ ОПИСАНО В ИЗВЕСТНОЙ КНИГЕ МАРКО ПОЛО.

13. "КУЗНЕЦКИЙ МОСТ" В СРЕДНЕВЕКОВОМ КИТАЕ.

Марко Поло пишет: "Перейдем к великому Мосту, который пересекает эту Реку в городе. Мост сложен из камней и имеет семь шагов (paces) в ширину и ПОЛМИЛИ В ДЛИНУ... И по обе стороны этого Моста, по всей его длине стоят мраморные колонны, несущие КРЫШУ. И таким образом, Мост ПОКРЫТ КРЫШЕЙ ИЗ ДЕРЕВА до самого конца и весь богато разукрашен. И на Мосту СТОЯТ ДОМА, в которых происходит ОЖИВЛЕННАЯ ТОРГОВЛЯ, И РАБОТАЮТ РЕМЕСЛЕННИКИ. Но все ДОМА сделаны просто из дерева, и они воздвигаются утром (? -Авт.) и убираются вечером (? -Авт.). Также на этом Мосту стоит ТАМОЖНЯ ВЕЛИКОГО ХАНА, ГДЕ СОБИРАЕТСЯ ПОШЛИНА И НАЛОГ в его пользу. Я должен сказать вам, что сделки, происходящие на Мосту, приносят государю тысячи и даже больше единиц (pieces) чистого золота ежедневно" [1264], т.2, с.37.

Описание явно странное. Для чего существует мост через реку? Чтобы ее переходить. Причем особо не задерживаясь, чтобы не создавать пробок и давки. Где вы видели МОСТЫ С ДОМАМИ НА НИХ? Даже в Китае? Можно счесть описание Поло каким-то преувеличением. Но можно взглянуть и по-другому. В РУССКОМ языке слово МОСТ обозначает одновременно и МОСТ ЧЕРЕЗ РЕКУ, и МОЩЕННУЮ КАМНЕМ УЛИЦУ. МОСТ от слова МОСТИТЬ.

И тогда все становится на место. На таких МОСТАХ-УЛИЦАХ действительно происходила и происходит до сих пор оживленная торговля. Вспомним хотя бы московский Кузнецкий Мост, где издавна сосредоточивались самые дорогие московские магазины. УЛИЦА, МОЩЕННАЯ КАМНЕМ.

И снова мы видим, что после отнесения текста Поло "на место" - в Русь-Орду, начинают проясняться его ранее темные и непонятные места.

 

14. ГДЕ НА САМОМ ДЕЛЕ ХОДИЛ МАРКО ПОЛО.

"Марко Поло, во время своей административной деятельности в Китае, так основательно изучил страны, входящие в состав империи Хубилая, и сообщил о них такие ценные сведения, что для ПОЛНОГО УРАЗУМЕНИЯ рассказа знаменитого венецианца НЕОБХОДИМА ОБШИРНАЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА".

Из предисловия Н.Веселовского к книге [416].

14.1. БЕЗУСПЕШНЫЕ ПОПЫТКИ КОММЕНТАТОРОВ НАРИСОВАТЬ НА КАРТЕ ПУТЬ МАРКО ПОЛО.

Мы процитируем отрывки из книги "Комментарии архимандрита Палладия Кафарова на путешествие Марко Поло по северному Китаю" [416]. Напомним, что архимандрит Палладий (Кафаров) - известный христианский миссионер XIX века, долго живший в Китае.

Он пишет: <<В нижеизложенных замечаниях я имею в виду проверить некоторые показания Марко Поло, при вступлении и со вступлением его в собственный Китай... китайскими документами...

CHARCHAN. Такого названия не встречается ни на карте XIV века, ни в других уцелевших географических документах монгольского народа...

LOP, etc. Ни история, ни география китайская не упоминают о существовании города Лоб на озере этого имени...

SHACHIU. Ша-чжоу... всегда считался чрезвычайно важным пунктом... М.Поло не упоминает о замечательности Ша-чжоу, [о] песчаном холме... т.е. "горе гремучего песка"; песок, скатываясь по склону горы, производит особенные звуки, похожие на отдаленный гром...

Это обстоятельство, т.е. существование дороги из Ицзиня в Харахорум, вероятно и подало М.Поло повод сделать экскурсию (полагаю, мысленную) в степную орду монгольских ханов...

CALACHAN, по словам М.Поло, главный город в области Еригая; М.Поло, продолжая обособлять тангутское королевство, по-видимому, представляет обстоятельства, в его время уже не существовавшие, но остававшиеся еще живыми в памяти народной>> [416] с.5,6,8,13-14,22.

И так далее...

Известно, что книга Марко Поло содержит описание нескольких путешествий. Традиционно считается, что все они происходили в разных местах и охватывали территории, начиная от Италии до Юго-Восточной Азии, включая Индию, Китай, Индо-Китай. Традиционные попытки восстановить подлинную географию его путешествий нельзя признать успешными. Судите сами.

Чтобы хоть как-то согласовать сведения Поло с современной картой, комментаторы, [1078], с.108-109, вынуждены делать следующие географические переотождествления.

# Центральную ИНДИЮ поместить в АФРИКУ (!) в ВЕРХОВЬЯ НИЛА.

# Великую ТУРЦИЮ поместить в район озера БАЙКАЛ В СИБИРИ.

# Всю СИБИРЬ назвать "Областью Коней" = Dominion Conehi.

# Реку ВОЛГУ назвать ТИГРОМ [1078], карта после с.144.

Хорошо понимая проблемы, возникающие при отождествлении описаний Марко Поло с современной, то есть фактически со скалигеровской географией, историки иногда говорят, что "Марко Поло... называл островами земли, о которых он слышал, но не посетил их" [473], с.245.

Из нашей реконструкции вытекает совсем другая и существенно более правдоподобная картина путешествия Поло. По-видимому, ОН НЕ БЫЛ ВОСТОЧНЕЕ УРАЛА. А потому не был ни в современном Китае, ни в современной Индии. Ни, тем более, - на современных островах Ява и Суматра.

В его книге действительно собраны описания нескольких путешествий. Быть может, нескольких различных людей. Что, собственно, и утверждают комментаторы, считая, что первые путешествия совершены Поло СТАРШИМ. В результате одни и те же места, и в первую очередь Русь-Орда, описаны по несколько раз.

Путь начинался из Царь-Града. Первый том издания [1264] содержит часть книги Поло, описывающую, в основном, Татарию. Рассказывается о Чингиз-хане, о его борьбе с пресвитером Иоанном, о порядках при дворе Великого Хана. Обо всем этом мы уже говорили. Так что ограничимся лишь несколькими дополнительными замечаниями.

14.2. ГДЕ НАХОДИЛСЯ КАРА-КОРУМ - СТОЛИЦА ВЕЛИКОГО ХАНА.

Исходя из неправильных представлений о маршруте Поло, комментаторы относят столицу Великого Хана - Каракорум - в Сибирь, южнее Байкала. Надо ли повторять, что здесь его археологи упорно и безуспешно ищут до сих пор, см. "Новая хронология Руси", Введение:2. А между тем, как мы уже говорили, нельзя не обратить внимание на существующий и сегодня город СЕМИКАРАКОРСКИЙ в низовьях реки ДОН. Расположен он, кстати, недалеко от КРЫМА. А тогда сразу приходит в голову естественная мысль, что КАРА-КОРУМ означало попросту ЧЕРНЫЙ КРЫМ, так как КАРА, по-тюркски, - ЧЕРНЫЙ [831], с.128. А КОРУМ - это КРЫМ.

Кроме того, "татарская" столица Кара-Корум ранее называлась как КАРА-БАЛГАСУН (Kara Balgasun) [1264], т.1, с.228-230. Но это имя означает, вероятно, ЧЕРНАЯ ВОЛГА или ЧЕРНАЯ БОЛГАРИЯ. Таким образом, даже сами названия "татарской" столицы указывают на ВОЛГУ или на ДОН, а отнюдь не на Центральную Сибирь. По-видимому, Балга-Су(в) - это что-то типа "Волга-Река", поскольку тюркское СУ или СУВ означает ВОДА, РЕКА.

Это хорошо соответствует нашей реконструкции, согласно которой Марко Поло в эпоху XIV-XVI веков, посетивший ставку Великого Хана в Ярославле-Новгороде, действительно должен был плыть вверх по ВОЛГЕ, возможно, посетив сначала Крым.

Кстати, современные историки, см. [673], восстанавливая путь Марко Поло, считают, что он дошел от Черного моря до волжских болгар, и только затем - ведь ему надо к Великому Хану! - поворачивают путь путешественника в Монголию [673], с.21.

14.3. КАЗАКИ НА СТРАНИЦАХ КНИГИ МАРКО ПОЛО КАК ДРУЖИНА ВЕЛИКОГО ХАНА.

Поло сообщает, что "для поддержания порядка в своем государстве, Великий Хан имел СТРАЖУ из 12 тысяч всадников, которые назывались КАЗАКАМИ (Keshican)" [1264], т.1, с.379. Итак, КАЗАКИ названы здесь ПРЯМЫМ ТЕКСТОМ. Далее Поло подробно описывает организацию военной службы казаков. Кстати, в некоторых рукописях книги Поло здесь стоит слово CASITAN [1264], т.1, с.379, комментарий 1. То есть КАЗ + ТАН, или КАЗАКИ ДОНА (?). Что еще сильнее укрепляет нас в мысли, что здесь речь идет именно о КАЗАКАХ.

14.4. ЧЕРНОЕ МОРЕ.

Поло сообщает о "Великой Реке КАРАМОРАН (CARAMORAN)... Такая огромная, что ни один мост нельзя перекинуть через нее, потому что она - громадной ширины и глубины и достигает Великого Океана, который окружает Вселенную. На этой реке много поселений и окруженных стенами городов и много купцов ездит туда" [1264], т.2, с.22.

Само название "реки" - КАРА-МОРАН - ясно намекает на ЧЕРНОЕ МОРЕ. Здесь КАРА - черный, а МОРАН - море. Не стоит смущаться, что Поло назвал море - рекой. В средние века, ввиду каботажного плавания вдоль берегов, моря часто называли реками. Более того, так их изображали и на картах. Как узкие реки. См., например, [1160], [1177]. См. также гл.1:3.1 настоящей книги.

Да и современные комментаторы отмечают, что Поло КРАСНОЕ МОРЕ НАЗЫВАЛ РЕКОЙ [1078], с.93. И описание "китайской реки" КАРА-МОРАН, данное Поло, вполне отвечает характеристикам Черного Моря.

14.5. ГОСУДАРСТВО МОНГОЛИЯ.

Пройдя Черное Море (КАРА-МОРАН), Поло попадает в город МАНГАЛАЯ (MANGALAI) - сына Великого Хана [1264], т.2, с.24. Город окружен мощными стенами, пять миль в окружности. В городе - большой торг, и там много золотых дел мастеров, наряду с другими ремеслами.

Что и должно быть по нашей реконструкции: Поло оказывается в "МОНГОЛИИ", то есть в Великом царстве = Руси-Орде.

14.6. АМАЗОНИЯ.

Путешествуя дальше, Поло попадает в страну МАНЗИ (MANZI) [1264], т.2, с.33. В этих местах, к северу от Черного Моря, находится АЗОВСКОЕ море, и именно там была страна АМАЗОНОК. См., например, книгу Орбини и "Новая хронология Руси", гл.4:6. Страну Амазонок и назвал Марко Поло "страной МАНЗИ". Почти не исказив название Амазонии.

Отметим также, что народ МАНСИ известен в русской истории и жил в среднем течении Волги. Их называли также пелымскими вогуличами [952], с.14. То есть - пелымскими волжанами? Воглый = влажный - Волга. А марко-половское название МАНЗИ прекрасно согласуется с народом МАНСИ. И снова - точное попадание в нашу реконструкцию.

Поло еще раз возвращается к АМАЗОНКАМ при описании страны СКОТРЫ (SCOTRA), то есть СКИФИИ - СКОТИИ. См. о Скифии = Скотии и об амазонках также в Части 3. Поло пишет о существовании в тех местах двух "островов", - то есть "азиатских государств", как мы уже объясняли, - мужского и ЖЕНСКОГО [1264], т.2, с.404. Мужья живут на одном "острове", а жены - на другом. И встречаются только три месяца в году - с марта по май.

Любопытно, что буквально в тех же выражениях амазонки описаны и в русской Повести Временны'х Лет [716], с.15. Причем даже названы почти так же, как у Марко Поло: МАЗОНЯНЕ или мазовняне [716], с.15. Процитируем это место по [715]. "И МАЗОВНЯНЕ (в других рукописях: МАЗОНЯНЕ, АМАЗОНЕ) же мужа не имут... но единою летом к вешним днем оземьствени будут, и сочтаются со окрестных... От них заченьшим в утробе, и паки разбегнуться отсюду вси. Въ время же хотящим родити, аще родидится [родится] отроча, погубять, аще ли девическъ полъ, то воздоатъ и прилежно въспитаютъ". Цит. по [715], т.2, с.22. См. также [716], с.15.

14.7. КРУПНЫЙ ТОРГ И ТАМОЖНЯ В РУССКОМ ГОРОДЕ АЗОВЕ.

Затем Поло приходит в большой город, в котором он видит огромную ярмарку и таможню, где собирают пошлину и налоги [1264], т.2, с.36-37. Город называется ТИНДА-ФУ (Thindafu), а в некоторых рукописях - Синду [1264], т.2, с.37, комментарий 1. Отбрасывая стандартное окончание ФУ, - добавленное, скорее всего, при позднейшем редактировании с целью "китаизации" книги Поло, - мы видим здесь город ТИНД или ТАНА.

Но ТАНА - одно из хорошо известных средневековых названий русского города АЗОВ [1078], с.140. На Азовском море. В области ДОНА, то есть ТАНА. Напомним, что Дон называли также ТАНАИС. Более того, комментаторы сами сообщают нам, что "в XIV веке... сухопутная торговля между Италией и Китаем велась через ТАНУ (или АЗОВ), Астрахань" [1078], с.140. Так что Марко Поло следовал, как мы видим, ОБЫЧНЫМ ТОРГОВЫМ ПУТЕМ ИЗ ИТАЛИИ НА РУСЬ. И прибыл, наконец, в Азов.

По мнению же комментаторов книги Поло, все описанное происходило на территории современного Китая. Это - ошибка.

14.8. ДАЛЬНЕЙШИЙ ПУТЬ ПОЛО.

Читая описание путешествия по Индии, мы видим, что Марко Поло посетил место, "где покоятся мощи св. Фомы, апостола" [673], с.188. Известно, что апостол Фома проповедовал в Индии. <<Индийские христиане издревле называют себя "христианами св. Фомы" и начало своей церкви возводят к этому апостолу. Фома пострадал в городе Малипуре>> [936], т.3, с.131. Вероятно, это известный город Мариуполь на берегах Азовского моря. В Мариуполе найден один из крупных древнейших могильников Европы [85], т.26, с.288. Тогда и упоминаемая ниже Эдесса, это, скорее всего, Одесса или какое-то древнее поселение недалеко от нее. "Мощи апостола Фомы были перенесены в 385 г. в гор. Эдессу" [936], т.3, с.131.

Не следует ли отсюда, что Марко Поло, путешествуя по Индии = "далекой стране", посетил Эдессу (Одессу)?

Мы не будем загромождать наш рассказ дальнейшими подробностями путешествия Поло. Его текст - действительно старый, названия несколько раз подвергались переводу с языка на язык и редактированию. Описания Поло - очень общие и часто построены по одной и той же схеме: великий король (или несколько королей), много золота, люди - идолопоклонники и подданные Великого Хана.

Марко Поло, по-видимому, долго путешествовал по Волге. Возможно, побывал в верховьях реки Камы. Видимо, именно там его поразили СОЛЯНЫЕ ПРОМЫСЛЫ, о которых он много пишет. Здесь до сих пор есть старый русский город СОЛИКАМСК.

Не исключено, что марко-половские СУМАТРА и ЯВА произошли от названий русских рек САМАРА и ЯЙВА в среднем бассейне Волги. На реке Самара находится и город САМАРА, о котором мы уже говорили выше в связи с Марко Поло. Указанные названия отражают имя САРМАТИЯ, под которым была известна Скифия = Русь.

В этих же местах находится и русская река ЯЙВА - приток Камы, до сих пор сохранившая свое название [952], с.15, 61. Марко Поло действительно мог попасть в эти края, потому что здесь проходил ДРЕВНИЙ ТОРГОВЫЙ ПУТЬ и ДРЕВНЯЯ РУССКАЯ ДОРОГА под названием ЧЕРДЫНСКАЯ [952], с.16, длиной в две тысячи верст. Поэтому Марко Поло вполне мог туда попасть. А затем, при скалигеровском перемещении (на бумаге) русских названий САМАРА (САРМАТИЯ) и ЯЙВА в Юго-Восточную Азию, они превратились там в "остров Суматру" и "остров Яву".

Марко Поло, между прочим, заявляет: "Их деньги - золотые, а в качестве МЕЛКОЙ МОНЕТЫ они используют СВИНЫЕ РАКОВИНЫ (pig-shells) (!? -Авт.)" [1264], т.2, с.85.

Вероятно, здесь Поло, или его позднейшие переводчики-редакторы, запутались. Они явно не знали, что в РУССКОМ языке одним и тем же словом ПЯТАК называется как медная монета - достоинством в пять копеек, так и свиной пятак - нос! Поэтому мелкая монета = русский пятак превратился при очередном "переводе" с языка на язык - в "свиную раковину".

Легендарную Птицу Рух Марко Поло называет Птицей Рус (RUC) [1264], т.2, с.412. То есть, попросту, РУССКОЙ ПТИЦЕЙ! И неудивительно. Изображения большой птицы действительно часто встречаются в русской архитектуре, - в частности, в храмах, - и изобразительном искусстве. Любопытное изображение Птицы Рус (Рух), основанное на старинном арабском рисунке, приведено на рис.2.25.

Под конец Поло, по-видимому, отправился на Запад, прошел Западную Украину, Польшу, Германию, Францию.

Западную Украину он назвал ВЕЛИКОЙ ТУРЦИЕЙ, отметив здесь, кстати, ГАЙДУКОВ или КАЙДУКОВ (CAIDU) и добавив, что "Король ГАЙДУ (Caidu) никогда не находится в мире со своим дядей, Великим Ханом. Но постоянно - в непримиримой войне с ним, и между ним и войсками Великого Хана было много больших битв. Ссора между ними возникла из-за того, что он потребовал от Великого Хана доли от завоеваний своего отца, которые принадлежали ему по праву, и в частности, он требовал доли в областях КАТАЯ (CATHAY) и МАНЗИ (MANZI)" [1264], т.2, с.457.

Великий Хан отказался удовлетворить просьбу ГАЙДУКА, в результате чего между ними и начались стычки. "А Кайду (Гайдук - Авт.) все-таки делал набеги на земли великого хана... При нем много князей императорского роду, то есть чингисханова" [673], с.212. Против Гайдука сражается сын великого хана и внук пресвитера Иоанна. Интересно описание одной из битв: "Схватились за луки и стали пускать стрелы. Переполнился весь воздух стрелами, словно дождем... Вышли все стрелы, попрятали они свои луки в колчаны, схватились ЗА МЕЧИ И ПАЛИЦЫ и бросились друг на друга" [673], с.213.

Тем не менее, - как продолжает Поло, - король ГАЙДУКОВ "никогда не войдет в землю Великого Хана и неизменно продолжает угрожать его врагам" [1264], т.2, с.458-459.

Читатель, наверное, давно уже догадался, что здесь Поло мог описывать взаимоотношения между Россией и Западной Украиной или Польшей. Хорошо знакомая нам картина - частые трения. Однако начавшиеся, вероятно, лишь в XVI-XVII веках, в эпоху раскола Великой Империи. Раньше, в "монгольские" времена Османов=Атаманов, ничего подобного не было.

Кстати, Поло ПРАВИЛЬНО локализует Великую Турцию - Украину, как лежащую к СЕВЕРО-ЗАПАДУ от ОРМУЗА (HORMOS) [1264], т.2, с.458. Совершенно напрасно современные комментаторы, вопреки тексту Поло, нарисовали марко-половскую Великую Турцию в глубине Сибири [1078], с.108-109. Или в Туркестане [673].

Поло упоминает также племянника князя ГАЙДУКА (CAIDU), назвав его ОСУДАРЬ, то есть просто ГОСУДАРЬ (YESUDAR) [1264], т.2, с.459. При этом отмечает, что все они - ХРИСТИАНЕ.

Не исключено, что в книгу Марко Поло попали даже описания Ломбардии и Франции под именами ЛАМБРИ (LAMBRI) и ФАНСУР (FANSUR) [1264], т.2, с.299.

В заключение, прокомментируем постоянно употребляемое Поло выражение: "все эти люди - ИДОЛОПОКЛОННИКИ". Кто-то может подумать, что такие слова указывают, конечно, на дикарей и на первобытное поклонение примитивным идолам где-то на островах Юго-Восточной Азии.

Разочаруем читателя. Слово "идолопоклонники" сплошь и рядом употреблялось в средневековых религиозных спорах. Оно часто встречается и в Библии. Вот, например, что пишет средневековый путешественник Брат Журден из Ордена Проповедников якобы в XIV веке: "О Великой Татарии расскажу то, что слышал от людей... В этой ИМПЕРИИ есть храмы с ИДОЛАМИ, и мужские и женские монастыри, подобные нашим, и там постятся и молятся, СОВСЕМ НА НАШ МАНЕР, а ГЛАВНЫЕ ЖРЕЦЫ этих ИДОЛОВ ходят в красных одеждах и красных шляпах, как наши кардиналы. ПРОСТО НЕВЕРОЯТНО, СКОЛЬ РОСКОШНА, ПЫШНА И ВЕЛИЧАВА СЛУЖБА ИДОЛАМ" [677], с.99.

Таким образом, "идолопоклонниками" западные европейцы называли и ПРАВОСЛАВНЫХ. То есть людей Долу кланяющиеся, Долу+поклон, низко кланяющиеся.

Уместно привести здесь сведения из книги С.Герберштейна (якобы XVI век), пишущего о Руси [161]. Сравните их с текстом Марко Поло.

"К востоку и югу от реки Мошы... обитает народ МОРДВА, имеющий особый язык и подчиняющийся государю московскому. По одним сведениям, они ИДОЛОПОКЛОННИКИ, по другим магометане" [161], с.134. Продолжая свое описание Московского государства, Герберштейн пишет, ссылаясь на некий "русский дорожник (путеводитель - Авт.)" [161], с.160: "От этого озера в весьма большом количестве приходят ЧЕРНЫЕ ЛЮДИ" [161], с.157. Здесь у него идет речь о некоем КИТАЙСКОМ озере, из которого, по мнению Герберштейна, вытекает река Обь. Далее он перечисляет разные фантастические сведения о черных людях, вполне в духе Марко Поло. Важно, что Герберштейн пишет, СИДЯ В МОСКВЕ И НЕ СКРЫВАЯ ЭТОГО. Он честно говорит, что эти "похожие на басни вещи" ему перевели из некоего дорожника [161], с.157,160.

А если бы он отнесся не столь скептически и захотел бы изобразить из себя очевидца, то получился бы текст типа отредактированного Марко Поло. Да и вообще, возникает мысль: не послужила ли книга С.Герберштейна (якобы XVI века) одним из источников книги Марко Поло?

В заключение приведем еще одну миниатюру из книги Марко Поло, рис.2.25a. На ней показано, что Калиф Багдада потребовал от христиан молитвой сдвинуть гору с места. В противном случае они должны принять ислам или погибнуть. Появился Господь Бог и сдвинул гору. Данная миниатюра весьма напоминает обычное в русских храмах изображение, как Господь отламывает кусок скалы. Этот "камень, отсеченный кроме рук" символизирует Христа. Такое изображение часто помещается на царских дверях христианских церквей.

Главная страница
Оглавление книги РАСЦВЕТ ЦАРСТВА
Подписи к рисункам
Продолжение >>