Г.В.Носовский, А.Т.Фоменко
ВАТИКАН
Зодиак Астрономии. Стамбул и Ватикан. Китайские гороскопы.

Исследования 2008-2010 годов

Часть 2
Стамбул и Ватикан

Глава 5.
Колизей

5.4. Колизей на старой турецкой карте

 

Посмотрим теперь на еще одну старинную карту Стамбула, на этот раз ТУРЕЦКУЮ, рис.333. Карта взята из книги Beyan-i menazil-i sefer-i "Irakeyn-i Sultan Suleyman Han", рассказывающей о войне Сулеймана Великолепного в "двух Ираках" (XVI век). Как сама книга, так и карта в ней датируется 944 годом по хиджре, то есть 1537-1538 годами н.э. [52], с.71. Автор карты - Matrakci Nasuh [52], с.71.

На карте отчетливо видны два обелиска на ипподроме и Змеиная витая колонна между ними, рис.334. Причем, навершие Змеиной колонны еще цело, не обломано, рис.335. Кроме того, по краям ипподрома изображены еще две колонны меньшего размера, которых сегодня уже нет, рис.335. В связи с этим вспомним, что на и другом старом рисунке - см. рис.330 выше - мы тоже видели, что на ипподроме изображено гораздо больше колонн и обелисков, чем сегодня. Вероятно, в XVI-XVII веках их действительно было больше.

Но вернемся к старинной турецкой карте. Колизей показан на ней на своем правильном месте: рядом с обелиском Константина в конце ипподрома, рис.334, рис.335, Он изображен в виде развалин - полукруглый ряд колонн с остатками перекрытий, рис.335,

Итак, мы видим, что на старинных картах Стамбула-Константинополя Колизей изображался ПОСТОЯННО. Чаще в виде развалин, но иногда и как целое сооружение. На некоторых картах он прямо назван КОЛИЗЕЕМ. Есть и такие изображения, где стамбульский Колизей назван АМФИТЕАТРОМ ФЛАВИЕВ, что прямо указывает на его тождество с летописным Колизеем в Риме. Причем, изображался он на картах Стамбула-Константинополя ВСЕГДА В ОДНОМ И ТОМ ЖЕ МЕСТЕ - именно там, где в современном Стамбуле находятся его остатки. Просто удивительно, как при всем этом историкам удается упорно "не замечать" Колизея в Стамбуле. И делать вид, что его не существует.

 

 

5.5. Изображения Колизея в Лицевом Летописном Своде

 

 

В 2006-2008 годах в московском издательстве "Актеон" вышло в свет полное факсимильное издание знаменитого русского средневекового источника, Лицевого Летописного Свода [11]. Событие знаменательное, поскольку Лицевой Свод пролежал в закрытых хранилищах почти триста (!) лет и все это время был недоступен для широкого круга исследователей. Теперь он, наконец, опубликован. Лицевой Свод - обширная многотомная летопись, охватывающая не только русскую, но и библейскую, троянскую, римскую, византийскую историю. Он снабжен огромным количеством прекрасных рисунков, среди которых немало изображений Рима и Константинополя.

Обычно Лицевой Свод датируется XVI веком, временами Ивана Грозного [12]. По нашему мнению, это не так. Лицевой Свод изготовлен в XVII веке, уже при Романовых. Отметим, что мы не первые высказываем эту мысль. Такая датировка уже предлагалась ранее. Однако из наших исследований вытекает, что Лицевой Свод - при том, что он создан в XVII веке - ОДНА ИЗ САМЫХ РАННИХ русских летописей, дошедших до нашего времени. А среди больших летописей, вероятно - САМАЯ РАННЯЯ. Остальные были созданы (в их нынешнем виде) лишь в XVIII веке. См. нашу книгу "Новая хронология Руси". Поэтому Лицевой Свод крайне интересен.

Давайте посмотрим - как изображен Колизей в Лицевом Своде.

Выясняется следующее.

Откровенных изображений Колизея в Лицевом Своде мы не обнаружили. Однако на некоторых рисунках встречается изображение некоего круглого здания, покрытого вместо крыши чем-то вроде полога. См. рис.336, рис.337, рис.338, рис.339, рис.340, рис.341, рис.342, рис.343. Весьма вероятно, что это и есть изображение Колизея (и, возможно, каких-то других амфитеатров) в Лицевом Своде. Ведь считается, что Колизей в древности действительно покрывался пологом, защищавшим зрителей от солнца и дождя. И даже если на самом деле никакого полога над Колизеем никогда не было, все равно, такое мнение существовало и, следовательно, могло найти отражение в Лицевом своде.

Отметим, что по мнению историков, полог над Колизеем действительно натягивался. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона сообщает о Колизее следующее. "Над этим (третьим - Авт.) ярусом находился портик, опоясывавший всю окружность здания и примыкавший одной своей стороной к его внешней стене. На его крыше, во время представлений, помещались матросы императорского флота, командированные для НАТЯГИВАНИЯ НАД АМФИТЕАТРОМ ОГРОМНОГО ТЕНТА (velarium), в защиту зрителей от палящих лучей солнца или от непогоды. Тент этот прикреплялся, с помощью канатов, к мачтам, расставленным по верхнему краю стены" [38], статья "Колизей".

Очень интересно было бы выяснить - действительно ли над стамбульским Колизеем когда-то натягивали огромный полог? Или это позднейшие домыслы историков? Мы пока не знаем ответа. Но если полог все-таки натягивался, то, скорее всего, посреди Колизея должны были стоять какие-то опоры для его поддержки. В этой связи обратим внимание на приведенный выше рис.330, на котором посреди Колизея действительно стоит ряд колонн и обелисков.

 

 

5.6. Откуда взялось известное стамбульское название "ипподром"

 

Об ипподроме в Стамбуле написано во всех путеводителях. Это одно из самых знаменитых мест старого города. Считается, что ипподром существовал в Константинополе (будущем Стамбуле) еще задолго до захвата города османами. Само слово "ипподром" означает "конское ристалище", а потому считается, что раньше здесь устраивались конские бега и другие конные соревнования. Однако бросается в глаза, что нынешний стамбульский ипподром совсем не походит на место, где могли происходить какие-либо конские ристалища. Сегодня это узкая, вытянутая в одном направлении прямоугольная площадь, похожая на обычный бульвар. Если бы тут действительно когда-то устраивались лошадиные скачки, то на краях лошадям пришлось бы слишком сильно замедляться, чтобы вписаться в поворот. Настоящие ипподромы так никогда не делаются. Обычно они имеют вид круга или овала, а не дороги туда и обратно, как стамбульский "ипподром". Может быть, ипподром в Константинополе был на самом деле в другом месте? Но тогда почему его название "уехало" в сторону?

Наша мысль проста. Скорее всего, подлинный стамбульский ипподром - это КОЛИЗЕЙ. Огромная округлая арена, идеально подходящая для конских ристалищ. А то, что называют стамбульским "ипподромом" сегодня - это лишь ДОРОГА К ИППОДРОМУ, ведущая от храма святой Софии и императорского дворца.

Причины путаницы можно понять. Дело в следующем.

Судя по приведенным выше картам и фотоснимкам из космоса, стамбульский Колизей оказался сильнее всего разрушен со стороны храма святой Софии. Напомним, что, согласно нашей реконструкции, Колизей начали разрушать османы в XV-XVI веках. Когда стены Колизея, смотрящие на святую Софию, были разобраны, оставшиеся стены стали образовывать подобие полукруга. Кто-то ошибочно вообразил себе, что этот полукруглый остаток был когда-то частью огромного древнего ИППОДРОМА, тянувшегося на 400 метров почти до самого храма святой Софии. И что на всем этом вытянутом пространстве якобы и происходили конные ристалища в средневековом Константинополе. А стены ипподрома, дескать, тянулись почти до самого храма Святой Софии, где они якобы образовывали второй полукруг, служивший другим концом ипподрома. Историки придерживаются этого мнения до сих пор.

Как мы теперь понимаем, оно неверно. Подлинные стены Колизея (ипподрома) образовывали и до сих пор образуют овал размерами примерно 140 на 125 метров, см. выше. А не 400 на 120 метров, как ошибочно полагают историки. Никаких следов второго полукруга стен возле храма святой Софии не существует. Тем не менее, некоторые художники, следуя ошибочным представлениям о расположении ипподрома, дорисовывали второй полукруг на значительном отдалении от Колизея. Тем самым, неестественно вытягивая ипподром в длину. См., например, рис.330 выше и рис.344.

Эта ошибка, вероятно сделанная уже давно, перекочевала в современные путеводители. О стамбульском ипподроме пишут так: "Это сооружение, лежащее к западу от Голубой мечети, было построено римским императором Септимием Севером в 203 году. Позже император Константин Великий расширил его ... Ипподром занимает около 400 метров в длину и около 120 метров в ширину и, согласно подсчетам, вмещал 40 000 зрителей ... Длинная и толстая стена в центре беговой площадки, так называемая "сина", была украшена обелисками и колоннами, некоторые из которых стоят до сих пор" [34], с.47.

Надо сказать, что ШИРИНА ипподрома указана правильно. Ширина стамбульского Колизея действительно составляет около 120 метров, см. выше. Что касается ДЛИНЫ ипподрома, то она указана НЕВЕРНО. Подлинная длина Колизея-ипподрома составляет, как мы видели, около 140 метров. Увеличив ее (на бумаге) до 400 метров, историки "накрыли" воображаемым ипподромом также и дорогу от храма святой Софии. В итоге, к этой дороге и и приклеилось название "ипподром". Сам же ипподром (Колизей), находящийся в конце этой дороги, оказался забыт.

Ошибочные представления о стамбульском Колизее как о якобы вытянутой 400-метровой арене возникли, вероятно, еще давно. Как мы видели, они отражены на некоторых старых рисунках. См. рис.330 выше. Более того, эти представления, по-видимому, были перенесены и на итальянский Рим. Породив мнение о том, что в античном Риме, дескать, существовал некий огромный "Большой Цирк" или "Цирк Массимо". До нашего времени он не дошел, но историки пытаются реконструировать его, рис.345. И согласно этим реконструкциям, он получается ТОЧНО ТАКИМ ЖЕ, как и стамбульский ипподром: сильно вытянутая в длину арена, с одного конца не сплошная, посередине которой стоит стена, утыканная обелисками и колоннами. Достаточно сравнить рис.330 и рис.345 с этими реконструкциями (одна стамбульская, другая - римская), чтобы убедиться, что речь, скорее всего, идет об одном и том же сооружении. Настолько они похожи.

По нашему мнению, и стамбульский ипподром и римский Большой Цирк возникли в воображении "античных" авторов XVI-XVII веков, пытавшихся вспомнить, как был устроен "античный" Колизей в Константинополе до взятия города османами в 1453 году. Как мы уже говорили, Колизей был сильно разрушен османами, поэтому его исходный вид действительно приходилось реконструировать. С временем, созданная в XVI-XVII веках европейцами воображаемая реконструкция Колизея отделилась от него и стала жить самостоятельной жизнью. В Стамбуле она породила фантомный древний ипподром, а в итальянском Риме - фантомный древний "Большой Цирк". И то и другое - якобы отдельные от Колизея сооружения, находящиеся рядом с ним.

О римском Большом Цирке пишут так: "постоянно расширялся большой цирк, поднимаясь все дальше и дальше по склонам холмов; под конец своего существования он вмещал КОЛОССАЛЬНОЕ число зрителей, СИЛЬНО УТРИРОВАННОЕ, однако, в литературном предании" [38], статья "Рим". Соответственно, и стамбульский ипподром "согласно подсчетам вмещал 40000 зрителей", см. выше. Данная цифра, скорее всего, очень сильно преувеличена.

 

 

5.7. Почему обелиск Константина на ипподроме называется "Колоссом" - ведь он не такой уж большой

 

Как мы видели, стамбульский Колизей находится у края нынешнего ипподрома, рядом с обелиском Константина. В этой связи задумаемся над еще одним названием этого обелиска - КОЛОСС [34], с.48.

Наша мысль следующая. Название КОЛОСС - это просто след названия КОЛИЗЕЙ. Напомним, что слово КОЛИЗЕЙ, как считается, является видоизменением слова КОЛОСС. Оно обозначает огромные размеры сооружения. "Первоначально Колизей назывался ... амфитеатром Флавиев, нынешнее его название (лат. Colosseum, Colosaeus, итал. Coliseo) утвердилось за ним впоследствии ... и произошло либо от КОЛОССАЛЬНОСТИ его размера, либо от того, что поблизости от него стояла КОЛОССАЛЬНАЯ статуя, воздвигнутая Нероном в честь самого себя" [38], статья "Колизей".

Вероятно, после того, как Колизей был забыт, его название не исчезло, а прикрепилось к стоящей рядом колонне Константина. Вероятно, жители Стамбула долго помнили, что именно здесь и должен находится КОЛОСС, то есть Колизей. Когда Колизей оказался полуразрушен, застроен и забыт, название "Колосс", застрявшее в памяти людей, отнесли к стоящему поблизости обелиску Константина.

Кстати, упомянутый выше "колоссальный" памятник Нерона, стоявший рядом с Колизеем, в итальянском Риме отсутствует. Считается, что от него ничего не осталось. "В конце улицы Фори Империали на земле можно заметить квадрат из плиток травертина, указывающий на место, где стояла перемещенная сюда Адрианом статуя КОЛОСС НЕРОНА" [30], с.26.

Однако не исключено, что Колосс Нерона сохранился и стоит рядом с Колизеем до сих пор. Вероятно, это обелиск Константина, стоящий совсем рядом с подлинным Колизеем в Стамбуле и действительно называющийся "Колосс". Сообщим в этой связи, что обелиск Константина (Колосс), как считается, был раньше облицован бронзовыми пластинами, покрытыми изображениями. Таким образом, он действительно имел вид памятника. "Покрывавшие его прежде бронзовые пластины, на которых были изображены крестьяне и рыбаки, были сорваны и переплавлены участниками Четвертого крестового похода. Следы креплений этих пластин видны до сих пор" [34], с.48.

Мнение историков, что на Колоссе - обелиске Константина были, дескать, изображены одни лишь крестьяне и рыбаки, безобидные сельские сцены, крайне сомнительно. Скорее всего, там были гораздо более содержательные с исторической точки зрения изображения. Недаром на карте 1572 года этот обелиск назван "ИСТОРИЧЕСКОЙ колонной" (Colona istoriata), см. выше.

Что касается того - кто именно и когда сорвал пластины с Колосса, то, согласно нашей реконструкции, это были отнюдь не участники Четвертого крестового похода 1204 года. Во времена Четвертого крестового похода Константинополь еще не был построен, см. наши книги "Начало Ордынской Руси" и "Крещение Руси". Скорее всего, пластины с обелиска сорвали османы, взявшие Константинополь в 1453 году. Может быть, бронзовые пластины были сорваны и переплавлены в середине XIX века, когда султанский двор попал под сильное влияние Западной Европы. По-видимому, именно тогда в Стамбуле и начала насаждаться скалигеровская версия истории. Например - путем уничтожения или переделки "неправильных" с точки зрения скалигеровской версии исторических памятников.

Европейцам явно мешало существование стамбульского Колизея. И они всячески старались стереть его с карты города. Поэтому название КОЛИЗЕЙ-КОЛОСС приписали стоящему рядом обелиску. Другое название Колизея - ИППОДРОМ - присвоили дороге, ведущей от храма святой Софии к Колизею. Возможно, европейские историки занялись этим уже после строительства бутафорского Колизея в итальянском Риме, чтобы изобразить, что Колизей существует только один и находится он в Италии.

В общем, хорошо "поработали" западно-европейские историки в Стамбуле после истребления янычар в 1826 году.

Главная страница
Оглавление книги "ВАТИКАН "
Подписи к рисункам
Продолжение