Г.В.Носовский, А.Т.Фоменко
ВАТИКАН
Зодиак Астрономии. Стамбул и Ватикан. Китайские гороскопы.

Исследования 2008-2010 годов

Часть 3
Китайские гороскопы

Глава 7
Гороскоп внука желтого императора

7.1. Вводные замечания

Здесь пойдет речь исключительно о китайских ЗОДИАКАХ и ГОРОСКОПАХ. Более полное исследование "древне"-китайской астрономии - в том числе и китайских наблюдений комет - читатель может найти в нашей книге "Пегая Орда", а также в книгах "Империя" и "Пророк завоеватель".

Начнем с ряда предварительных замечаний.

Как известно, в ранней астрономии Солнце и Луну причисляли к планетам. Оба эти светила неизменно входили в число семи планет древности. И это вполне естественно. Только после появления коперниковской гелиоцентрической системы мира было, наконец, понято, что Солнцу и Луне совсем не место в одном ряду с другими планетами. Поскольку Солнце и Луна на самом деле планетами не являются, отличаясь от них тем, что не обращаются вокруг Солнца, как остальные планеты. Поэтому, начиная с XVII века, Солнца и Луна уже не называют планетами (хотя есть и исключения). Но - только с XVII века! До того времени они считались планетами.

И что же мы видим у древних китайцев? Оказывается они с самого начала, якобы уже со времен ВТОРОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО НАШЕЙ ЭРЫ, предвосхитили достижения современной европейской астрономии и рассматривали в качестве планет только настоящие планеты, а Солнце и Луну прозорливо планетами не считали. Поэтому в древне-китайской астрономии было известно только ПЯТЬ ПЛАНЕТ, видимых невооруженным глазом [61], с.237-240. Один из древне-китайских астрономических источников, якобы II века до нашей эры, прямо так и называется "Предсказание ПЯТИ ПЛАНЕТ" [61], с.239. В списке древне-китайских гороскопов, приведенном в [61], с.240-269, Солнце и Луна еще якобы в 1953 году ДО НАШЕЙ ЭРЫ (!) названы не планетами, а СВЕТИЛАМИ [61], с.240. Прямо в духе современной нам астрономии.

Нам пока не известно НИ ОДНОГО древнего китайского ЗОДИАКА. То есть - барельефа, росписи или другого памятника китайской старины, несущего на себе изображения гороскопа. Однако в китайских ПИСЬМЕННЫХ ИСТОЧНИКАХ описания гороскопов есть. Такие описания собраны в фундаментальном издании [61]. Мы изучили их ВСЕ. Получилась следующая картина.

Особенного разнообразия гороскопов у древних китайцев мы не находим. Все китайские гороскопы, приведенные, в книге [61], описывают исключительно СХОЖДЕНИЯ нескольких планет в одном и том же месте неба. При этом, положения планет отмечались китайцами не по привычным нам зодиакальным созвездиям, по так называемым "лунным стоянкам" (ЛС), определяющим разбиение эклиптики на 28 неравных частей, рис.397.

Почти все эти китайские гороскопы-схождения ровным счетом ничего не дают для независимого астрономического датирования. Дело в том, что пять (или даже семь, включая Солнце и Луну) планет собираются в одной и той же части неба достаточно часто, почти в каждом столетии. Поэтому если ничего не сказано ни о взаимном порядке планет, ни о каких-либо других особенностях их расположения - то есть, если гороскоп не сопровождается никакими дополнительными данными, позволяющими отсеять посторонние решения - то такой гороскоп-схождение для независимой датировки совершенно бесполезен. А почти все китайские древние гороскопы именно таковы.

Показательно, что Н.А.Морозов, потративший много времени и сил на занятия китайской хронологией, ТАК И НЕ ОБНАРУЖИЛ В КИТАЙСКИХ ПЕРВОИСТОЧНИКАХ НИ ОДНОГО ГОРОСКОПА - за одним-единственным исключением, о котором пойдет речь ниже. Таким образом, нам остается заключить, что либо эти гороскопы во времена Морозова еще не существовали - или, быть может, хранились где-то в недоступных глубинах китайских архивов? - либо же Морозов не посчитал нужным их даже упомянуть. Ввиду их полной бессодержательности.

При просмотре китайских гороскопов-схождений, приведенных в [61], бросается в глаза следующее.

1) В некоторых гороскопах место схождения планет на небе вообще не указано.

Например, якобы в 1576 году ДО НАШЕЙ ЭРЫ древние китайцы записали - на чем-то, вероятно, очень уж долговечном - следующее астрономическое наблюдение: "Император Гуй, 10 год правления. Пять планет двигались в перекрестных направлениях. В середине ночи звезды падали как дождь и было землетрясение", [61], с.241. Подобные наблюдения для датировки бесполезны. Планеты двигаются "в перекрестных" направлениях очень часто. В астрономии это называется попятным движением планет. Оно вызвано тем, что видимое с Земли движение некоторой планеты среди звезд получается путем наложения двух различных движений - Земли и данной планеты. Которые вращаются вокруг Солнца с разной угловой скоростью.

Еще один пример такого рода - знаменитое схождение всех пяти планет, а также Солнца и Луны из китайских хроник. По мнению современных историков, древние китайцы наблюдали его в феврале 1953 года до нашей эры. Историки с нескрываемым восхищением пишут: "Самое древнее схождение планет, наблюденное древними китайцами не имеет себе равных по степени сближения пяти планет за последние 5000 лет. Оно произошло в конце февраля 1953 года до н.э., когда все пять планет оказались на расстоянии не более 3,5 градусов одна от другой. Несмотря на то, что исходные, современные событию, китайские записи этого наблюдения до нас не дошли, упоминания о нем в самых различных источниках, начиная с V века до н.э., говорят о ключевом значении этого события в истории астрономии и династической идеи Китая" [61], с.238.

Но обратимся к описанию этого наблюдения в китайских источниках. Следует ли из него, что речь идет именно о событии 1953 года до н.э.? Нет, совершенно не следует. Вот этот текст.

"Во времена Ю [по прозвищу Великий, основателя династии Ся], пять планет сошлись, подобно жемчужной нити, и [Солнце и Луна] сияли как сочлененные нефритовые кольца (linked jade annuluses)" [61], с.241.

В квадратных скобках стоят слова, добавленные в издании [61] современными комментаторами. В исходном тексте их нет.

Спрашивается - на каком основании это китайское описание датировано именно 1953 годом до н.э.? Да, действительно, расчеты показывают, что в 1953 году до н.э. все пять планет сильно сблизились, образовав на небе плотный светящийся клубок между Рыбами и Водолеем. Бесспорно, это было яркое зрелище и древние пещерные люди, вероятно, с восторгом его наблюдали, обмениваясь гортанными возгласами. Но оставили ли они нам записи об этом? Вряд ли. По крайней мере, в данном китайском наблюдении речь идет совсем о другом. Разве там сказано, что пять планет сильно сблизились друг с другом? Нет, ничего подобного не говорится. Сказано другое - что планеты вытянулись в ряд в виде жемчужной нити. Нити, а не клубка! Но поскольку все планеты движутся среди звезд в одной и той же узкой полосе вокруг эклиптики и в одном и том же направлении (кроме попятных движений), то они достаточно часто во время схождений выстраиваются в линию. Что действительно можно сравнить с жемчужной нитью. Повторим, такое событие происходит довольно часто, примерно раз в столетие. На каком основании китайские историки отнесли данное наблюдение к 1953 году до н.э.?

Отметим, что в этом наблюдении опять не указано место неба, где собрались планеты. Поэтому для целей независимой астрономической датировки оно бесполезно. У него будет слишком много астрономических решений. При желании можно будет подобрать такое решение для любой наперед заданной эпохи.

2) В большинстве старинных гороскопов, приведенных в [61], количество упомянутых планет явно недостаточно, чтобы определить дату гороскопа. Например: "Венера, Марс и Сатурн встретились в стоянке Фан [ЛС 4]", [61], с.253. Но эти три планеты встречаются в любом месте эклиптики по нескольку раз в каждом столетии.

Кстати, авторы [61] датируют последнее наблюдение 17-м декабря 1278 года. Но, спрашивается: не была ли САМА ЭТА ДАТА выбрана именно из тех соображений, чтобы Венера, Марс и Сатурн оказались в 4-й лунной стоянке в соответствии с данным наблюдением? Ведь нельзя исключить вероятность, что древне-китайская хронология построена на основе позднейших расчетных датировок старых китайских астрономических наблюдений. Или, что даже более вероятно, многие из этих якобы "древних" наблюдений были на самом деле ВЫЧИСЛЕНЫ ЗАДНИМ ЧИСЛОМ в XVIII-XIX веках с целью "научного подтверждения" китайской хронологии. И беззастенчиво вставлены затем в китайские хроники.

Последняя мысль не кажется нам преувеличением. В книге "Империя" мы показали, что именно так и поступили с китайскими наблюдениями кометы Галлея. Но тогда почему не могли проделать нечто подобное и с китайскими гороскопами? Тем более, что гороскопы-схождения особенно легко рассчитываются. В XVIII-XIX веках их вычисление не представляло особой сложности. А других, более сложных гороскопов у китайцев не было [61].

3) В некоторых случаях, "древне"-китайские гороскопы несут явные следы СВОЕЙ ВЫЧИСЛЕННОСТИ. Так, например, якобы в 206 году до н.э., в промежутке от 14 ноября до 13 декабря, китайские астрономы оставили своим потомкам запись следующего содержания:

"В 1 год Императора Гаозу империи Хань, в 10 месяце, пять планет сошлись в лунной стоянке Донцзин [ЛС 22]. ВЫЧИСЛЕНИЯ, ОСНОВАННЫЕ НА КАЛЕНДАРЕ, [показали], что во главе планет находился Юпитер. Это был знак того, что Священный Император Гао получил одобрение [небес]... пять планет, следуя за Юпитером, собрались вместе в знак того, что [он], по своей правоте, должен прибрести все под небесами" [61], с.241.

Здесь прямо сказано, что гороскоп БЫЛ ВЫЧИСЛЕН - "вычисления, основанные на календаре, показали, что...".

Кстати, если верить датировке, предлагаемой историками, то эти китайские вычисления просто ОШИБОЧНЫ. Как показывают современные расчеты, пять планет вообще не собирались вместе в указанные дни. Причем - ни в одной лунной стоянке. В самом деле, Юпитер и Сатурн были тогда в Близнецах, Марс - в Рыбах, Венера и Меркурий - в созвездиях Скорпиона, Стрельца и Козерога. Таким образом, планеты были разбросаны буквально по всей эклиптике. Ни о каком их схождении не могло быть и речи.

Несоответствие данного гороскопа заявленной историками дате (якобы ноябрь-декабрь 206 года до н.э.) видно даже невооруженным глазом, без всяких вычислений. Ведь в гороскопе прямо сказано, что все пять планет - а значит Венера и Меркурий в их числе - собрались в 22-й лунной стоянке, то есть в созвездии Близнецов, рис.397. Но это значит, что и Солнце должно было находиться неподалеку от них. Ведь видимое с Земли угловое расстояние между Солнцем и Меркурием никогда не превосходит 30 градусов дуги, а между Солнцем и Венерой - примерно 40 градусов [НХЕ]. Значит, Солнце не может слишком удалиться от Меркурия и Венеры. Но в ноябре-декабре Солнце на протяжении последних нескольких тысяч лет находится в окрестности созвездий Козерога и Стрельца. То есть - на прямо противоположной стороне эклиптики от Близнецов! Поэтому схождение пяти планет в Близнецах (в 22-й лунной стоянке) в те дни было просто невозможно.

В свете всего сказанного нет ничего удивительного, что Н.А.Морозов, предпринявший тщательное изучение китайских хроник с целью поиска в них гороскопов и других астрономических данных для независимого датирования, вынужден был в конце концов написать следующее: "О гороскопических записях, которые одни способны дать точный отчет о времени содержащего их документа МНЕ ДО СИХ ПОР НЕ ИЗВЕСТНО ни в одном из китайских или японских первоисточников" [22], т.6, с.125.

Таким образом, китайские гороскопы-схождения Морозов даже не причислил к гороскопам. И, в общем, был прав. Они ровным счетом ничего не доказывают.

И все же среди китайских гороскопов-схождений есть один, заслуживающий внимания. В отличие от остальных китайских гороскопов, он снабжен целым рядом важных дополнений, помогающих уточнить его датировку. Морозов, естественно, обратил внимание на этот гороскоп и попытался его датировать, [22], т.6, с.50. Попытка оказалась неудачной, см. ниже. Однако Морозов совершенно правильно указал именно на данный гороскоп, как на важное историко-астрономическое свидетельство, способное послужить основой для независимой датировки.

В издании [61] упомянутый гороскоп стоит САМЫМ ПЕРВЫМ в списке древне-китайских гороскопов-схождений. По мнению историков, это был САМЫЙ "ДРЕВНE"-КИТАЙСКИЙ ГОРОСКОП. Точная датировка его историкам неизвестна. По их мнению, он был составлен приблизительно в XXV веке ДО н.э. То есть, ни много ни мало, - В СЕРЕДИНЕ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Этим интереснейшим гороскопом, ознаменовавшим собой, по мнению историков, самую зарю китайской астрономии, мы сейчас и займемся. Ниже будет показано, что гороскоп этот относится к началу ВОСЕМНАДЦАТОГО (!) ВЕКА НАШЕЙ ЭРЫ. На самом деле это и была подлинная заря астрономии - и не только астрономии - на просторах нынешнего Китая. См.наши книги "Пегая Орда" и "Империя".

 

 

7.2. Древнейший китайский гороскоп внука Желтого (хуан-ди) императора Сянь-Юань-Ши, правившего якобы в 2637-2597 годах до нашей эры (гороскоп KT)

 

 

Самая древний китайский гороскоп-схождение относится к правлению внука САМОГО ПЕРВОГО ЛЕГЕНДАРНОГО КИТАЙСКОГО императора Сянь-юань-ши, который носил также имя Хуан-ди. Следуя Н.А.Морозову, мы будем переводить китайское имя "Хуан-ди" как "Желтый император", [22], т.6, с.50.

Историки датируют правление этого древнейшего правителя Китая серединой ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО НАШЕЙ ЭРЫ. Считается, что император Хуан был <<современником Ноя, причем это было - говорят нам - не настоящее имя, а лишь "посмертное прозвище" его, потому что у китайцев имя императора умирало вместе с ним, и после смерти ему давалось НОВОЕ>> [22], т.6, с.43.

Правда, по некоторым другим китайским сведениям - достоверность которых пока еще окончательно не прояснена - Желтый император был далеко не первым правителем Китая. Согласно этим источникам, китайская и мировая история началась более двух миллионов (!) лет назад, причем китайцы до сих пор хорошо помнят имя первочеловека, жившего в те незапамятные времена. Его звали Пань-гу и был он, естественно, китайцем. Но серьезные историки пока еще не вполне доверяют этим легендам и считают первым достоверным китайским императором именно Желтого императора Сянь-юань-ши. Например, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, отражая мнение историков XIX века, сообщает о древнейших государях Китая следующее:

<<Шу-цзин ("Книга правления") не знает государей древнее императора Яо (или Тао-тан, 2356-2268 до Р.Х.) и его преемника Шуня (Ю-юй-ши, 2255-2205); "Бамбуковая летопись" и "Исторические записки" НАЧИНАЮТ СВОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ СО ВРЕМЕН ИМПЕРАТОРА ХУАН-ДИ (Сянь-юань-ши, 2637-2597); Тун-цзянь-ган-му восходит до императора Фу-си (или Тай- хао, 2952-2838); наконец, Тун-цзянь-вай-цзи, Лу-ши и И-ши трактуют о происхождении мира, первочеловеке Пань-гу (за 2267000 лет до Р. Х.), небесных, земных и человеческих государях>> [38], статья "Китай".

Итак, "Бамбуковая летопись" и "Исторические записки" - одни из самых уважаемых историками китайских источников - считают первым правителем Китая именно Желтого императора и относит его правление к 2637-2597 годам н.э. То есть - ко временам примерно 5500-летней давности.

Считается, что с тех пор китайцы бережно хранят, переписывая из летописи в летопись, следующий гороскоп: "в царствование внука Желтого императора, весной, в первый день первого месяца все пять планет сошлись под группой звезд альфа-бета Пегаса, то есть в Водолее и отчасти в Козероге" [22], т.6, с.50.

Так гороскоп звучит в изложении Н.А.Морозова, пользовавшегося историческими исследованиями XIX - начала XX века. Примерно то же самое мы читаем и в другой записи, которая в современной монографии китайских и европейских историков стоит ПЕРВОЙ в списке всех известных на сегодня старинных китайских, японских и корейских гороскопов [61], с.240-269. Звучит она так:

<<Хон фан чжуан сказал: "Календарные записи начались с Превосходнейшей эпохи Великого Начала, Су, Императора Чжуана, в год янмен шетиг (yanmeng shetige), в месяц бизу (bizou), В НОВОЛУНИЕ, в день цзиси (jisi) {6}, В НАЧАЛЕ ВЕСНЫ, когда СЕМЬ СВЕТИЛ собрались в пятом ду (du) лунной стоянки ИНШИ [ЛС 13]">> [61], с.240.

Итак, речь в данном случае идет о 13-й лунной стоянке ИНШИ. Как мы уже говорили, в китайских астрономических записях эклиптика делится не на зодиакальные созвездия, а на так называемые "лунные стоянки", каждая из которых имеет свое собственное китайское имя. Всего таких стоянок 28 и каждая из них связывается с некоторой звездой вблизи эклиптики - так называемой "определяющей звездой стоянки". При этом считается, что стоянка (область звездного неба) располагается к востоку от своей определяющей звезды [61], с.11. Определяющей звездой 13-й лунной стоянки ИНШИ, где собрались планеты во времена внука Желтого императора, является звезда альфа Пегаса, рис.397.

Учитывая все это, получаем, что оба приведенных выше описания гороскопа внука Желтого императора означают, по сути, одно и то же. А именно:

В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ПЕРВОГО ВЕСЕННЕГО ЛУННОГО МЕСЯЦА - ТО ЕСТЬ В НОВОЛУНИЕ - ВСЕ СЕМЬ ПЛАНЕТ ДРЕВНОСТИ, ВКЛЮЧАЯ СОЛНЦЕ И ЛУНУ, СОБРАЛИСЬ ПОД ЗВЕЗДОЙ АЛЬФА ПЕГАСА ИЛИ НЕСКОЛЬКО ВОСТОЧНЕЕ ЕЕ, В ОКРЕСТНОСТИ ЗОДИАКАЛЬНЫХ СОЗВЕЗДИЙ ВОДОЛЕЯ И КОЗЕРОГА.

Обратим внимание на важное обстоятельство, почему-то не упомянутое в [61]. Оно состоит в том, что гороскоп относится к правлению ВНУКА ПЕРВОГО ИМПЕРАТОРА ПЕРВОЙ КИТАЙСКОЙ ДИНАСТИИ. Таково дополнительное условие гороскопа. О нем прямо пишет Морозов, хотя сам им не пользуется. Как мы теперь понимаем, причина в том, что Морозов получил неверное решение, в котором это условие не удовлетворялось. Мы же учтем его в полной мере.

Естественно, при учете упомянутого условия мы НЕ БУДЕМ заранее предрешать вопроса - КАКАЯ ИМЕННО династия в Китае была первой и КОГДА ИМЕННО она правила. Этот вопрос - чисто хронологический, и потому ответ на него может лишь ВЫТЕКАТЬ из наших исследований. Но никак не ЛЕЖАТЬ В ИХ ОСНОВЕ. Ведь мы как раз и занимаемся здесь ПРОВЕРКОЙ китайской хронологии. Следовательно, мы не должны основываться на само'й этой хронологии. Иначе получился бы порочный круг в рассуждениях. Но если исключить из него хронологическую составляющую, данное условие может послужить весьма ценным дополнением к гороскопу. Которое состоит в том, что гороскоп относится ко времени правления ВНУКА ПЕРВОГО ИМПЕРАТОРА НЕКОТОРОЙ КИТАЙСКОЙ ДИНАСТИИ. Какой именно - должны показать астрономические вычисления.

Для проверки дополнительного условия мы воспользуемся полным списком китайских династий и императоров, приведенным в [61], с.405-419. Конечно, этот список не может служить сколь-нибудь надежным источником хронологических сведений. Поэтому, вообще говоря, с его помощью можно было бы и не придти к независимой датировке. Однако, как будет видно из дальнейшего, нам в данном случае повезет. Тот единственный внук первого императора, на время которого попадает данный гороскоп, правил в XVIII веке н.э. (!). На столь позднюю часть хронологического списка китайских императоров мы уже можем положиться без колебаний.

Кстати, мы сверили хронологический список китайских императоров из [61] с другими известными нам списками, и не обнаружили в них никаких существенных разногласий начиная с VIII века до н.э.!. Если верить историкам, годы правлений даже древнейших императоров Китая, правивших за сотни лет до начала нашей эры, известны сегодня совершенно точно. Разнящихся вариантов крайне мало, см. Приложение 1 в конце нашей книги "Пегая Орда. Новая хронология Китая". В этом - бросающееся в глаза отличие китайской хронологии от, скажем, египетской, русской или европейской. Там картина совсем другая. Годы правления фараонов, царей, князей и королей в разных первоисточниках даются, вообще говоря, по разному. Возникает множество вариантов, иногда сильно разнящихся. В китайской же хронологии царит просто удивительный порядок и единодушие.

Нам скажут: это следствие бесконечной добросовестности китайских переписчиков и хронистов. Не будем спорить. Однако возможно и другое объяснение. Отсутствие вариантов с не меньшим успехом можно объяснить и тем, что китайская хронология возникла очень поздно. И была создана упорядоченным и в значительной мере искусственным образом, в ЕДИНОМ центре. При естественном же развитии событий в течение веков появление разногласий и вариантов, как правило, неизбежно.

Итак, приступим к датировке гороскопа внука Желтого императора. В данном случае собственно зодиака (изображения неба) нет. Имеется лишь словесное описание гороскопа. Поэтому мы и говорим здесь не о зодиаке, а только о гороскопе. Будем условно обозначать его буквами "KT".

Главная страница
Оглавление книги "ВАТИКАН "
Подписи к рисункам
Продолжение