Г.В.Носовский, А.Т.Фоменко
ЦАРЬ СЛАВЯН

Приложение 2.
ДРУГИЕ, МЕНЕЕ ОТЧЕТЛИВЫЕ ОТРАЖЕНИЯ БИБЛЕЙСКИХ СОБЫТИЙ XII-XV ВЕКОВ НА СТРАНИЦАХ РУССКИХ ЛЕТОПИСЕЙ.

3. ОТМЕЧЕННАЯ РУССКИМИ ЛЕТОПИСЯМИ ВСПЫШКА ЗВЕЗДЫ В 1141-1142 ИЛИ 1145-1146 ГОДАХ, - ЭТО И ЕСТЬ ЗНАМЕНИТАЯ ЕВАНГЕЛЬСКАЯ ВИФЛЕЕМСКАЯ ЗВЕЗДА, ТО ЕСТЬ ВСПЫШКА СВЕРХНОВОЙ ЗВЕЗДЫ В СЕРЕДИНЕ XII ВЕКА.

Вернемся к самому началу евангельского рассказа о юности Иисуса Христа. Хорошо известно утверждение Евангелий, что в момент рождения Христа, примерно за два года до его тайного бегства в Египет, вспыхнула звезда. См., например (Матфей 2). Как мы подробно обсуждали в [МЕТ1], [МЕТ2], ХРОН1 и ХРОН2,гл.2:1.4, одним из летописных отражений Вифлеемской звезды является известная вспышка сверхновой звезды будто бы 1054 года. Однако, как мы уже объяснили выше, в главе 1, на самом деле, согласно современным астрономическим расчетам, сверхновая звезда (остатком которой является Крабовидная туманность) вспыхнула в середине XII века, то есть столетием позже. А летописная вспышка якобы 1054 года появилась на страницах хроник в результате хронологического столетнего сдвига и является в этом смысле чисто литературным событием. Теперь полезно вновь вернуться к данному вопросу и посмотреть - дошли ли до нас сведения русских летописей о подлинной вспышке звезды именно в середине XII века. Оказывается, такие сведения уцелели и сейчас мы о них расскажем.

Как мы уже видели, борьба Юрия Долгорукого (царя Ирода) с Изя-Славом (Иисусом Христом) разворачивается около 1145-1146 годов. Вскоре, примерно через десять лет, а именно, в 1155 году, Андрей Боголюбский (Иисус Христос) тайно бежит от Юрия Долгорукого (царя Ирода) вместе с Образом Богоматери. Напомним, что евангелисты поместили указанные события в самое начало Евангелий, где говорится о вспышке Вифлеемской звезды, примерно за два года до бегства Иисуса с матерью. Следовательно, можно ожидать, что на страницах русских летописей примерно в 1145-1146 годах или несколькими годами раньше 1155 года (то есть года бегства), также должна быть отмечена комета или звезда.

Наш прогноз оправдывается, см. рис.3.13. В точности в 1145 году (или в 1146 году, при отсчете года от другого начального месяца) русские летописи отмечают появление "кометы". См. полный список комет, упомянутых в русских летописях, составленный Н.А.Морозовым по следующим материалам: статья К.Д.Покровского "Кометы в Русских летописях" ("Мир Божий", 1903, апрель), Д.О.Святский (Известия Академии Наук. Отделение русского языка и словесности, 1915 г.), издание Археографической комиссии "Летопись по Лаврентьевскому списку", 1872 г. [547], с.60; [РАР:5], с.947.

Татищев приводит следующее описание звезды 1146 года: "6654 (1146). Шар огненный в воздухе. В стране киевской было видимо за Днепром ужасное знамение: летел по небу словно великий круг (шар) огненный, потом переменился и в середине его явился змей" [832:1], т.2, с.192. Киевская летопись под 1146 годом говорит: "Явилась на Западе БОЛЬШАЯ ЗВЕЗДА С ЛУЧАМИ" [362], комментарий 288 к т.2, гл.12, столбец 121.

Более того, появление кометы около 1145 или 1146 года было отмечено несколькими летописцами, но потом, при написании романовской версии истории, эти показания, собранные вместе, размножились и чуть-чуть расползлись по времени от 1145-1146 годов. А именно, Татищев упоминает еще одну комету или звезду под 1142 годом: "6650 (1142)... Комета. В том же году видима была ЗВЕЗДА ВЕЛИКАЯ, ИСПУСКАЮЩАЯ ЛУЧ ВЕЛИКИЙ" [832:1], т.2, с.186.

Кроме того, в предыдущем, 1141 году, Татищев также сообщает о появлении трех солнц: "Три солнца. Северное сияние. В то же время было на небесах страшное видение, видимы были в день три солнца, а ночью три столпа, восходящие от земли, и верху оные словно дуга, луну огибающая" [832:1], т.2, с.182.

Таким образом, около 1145 года мы видим целый сгусток небесных вспышек: в 1141, 1142, 1145-1146 годах. Скорее всего, была одна звезда, размножившаяся потом на страницах различных летописей, что и привело, ввиду небольших сбоев в датировке, к легкому размыванию, размазыванию даты, см. рис.3.13. Как мы теперь понимаем, это и есть Вифлеемская звезда, упомянутая также в Евангелиях примерно за два года до бегства Христа с Богоматерью и Иосифом в Египет. Так отразилась на страницах летописей вспышка сверхновой звезды в середине XII века. Ее остатком сегодня является известная Крабовидная туманность.

Итак, мы получаем подтверждение обнаруженного нами соответствия между великим князем Андреем Боголюбским и Иисусом Христом (в период его правления на Руси в середине XII века).

 

4. ВСЕ НЕБЕСНЫЕ ВСПЫШКИ, ОТМЕЧЕННЫЕ РУССКИМИ ЛЕТОПИСЯМИ НА ИНТЕРВАЛЕ ВРЕМЕНИ ОТ НАЧАЛА Н.Э. ДО НАЧАЛА XIII ВЕКА, ЯВЛЯЮТСЯ ОТРАЖЕНИЯМИ ОДНОЙ ВСПЫШКИ СВЕРХНОВОЙ ЗВЕЗДЫ СЕРЕДИНЫ XII ВЕКА. ВСЕ ОНИ "ПРИВЯЗАНЫ" К ОТРАЖЕНИЯМ ИИСУСА ХРИСТА ИЗ XII ВЕКА.

Могут попытаться возразить так: русские летописи, наверное, настолько часто упоминают о всяких небесных вспышках, что приведенные выше свидетельства ничего не доказывают. Поэтому мы решили проделать полезное исследование. Сейчас мы последовательно пройдемся по русским летописям и выпишем подряд все те годы, в которые отмечаются те или иные "вспышки звезд". Подчеркнем, именно вспышки, а не затмения, лунные или солнечные. Затмение - это потемнение солнца или луны, то есть явление, прямо противоположное вспышке. А нас сейчас интересуют именно кометы или звезды, то есть появление какого-то необычайно яркого небесного объекта, светила.

Сначала мы воспользовались уже цитированным выше полным списком всех комет, упомянутых русскими летописями. Список был составлен Н.А.Морозовым по материалам К.Д.Покровского и Д.О.Святского [547], с.73, [РАР:5], с.950-951. Эти даты приведены на рис.3.13, см. верхнюю ось времени. Перечислим их: 912 год, 989, 1064 или 1066, 1100 (?), 1105 (?), 1145, 1222, 1266 (?), 1301. Кометы XV века и ближе к нашему времени нас сейчас не интересуют.

Однако мы не ограничились данным списком. Мы решили самостоятельно пройтись по русским летописям, чтобы добавить сюда не только кометы, названные КОМЕТАМИ или ЗВЕЗДАМИ самими летописцами, но также и всевозможные "вспышки на небе". Подобные указания могли быть пропущены К.Д.Покровским, Д.О.Святским и Н.А.Морозовым (и не включены в их список), поскольку не были расценены ими как указания на "звезды". Мы же хотим восстановить как можно более полную и объективную картину, добавив сюда все то, что старинные летописцы отметили как появление чего-то яркого на небе. Воспользуемся фундаментальным трудом Татищева [832:1], который, собственно говоря, аккуратно переписывал и систематизировал дошедшие до него русские летописи. Многие из которых, кстати, потом "случайно погибли", см. детали на данную тему в [РАР], ХРОН4,гл.1:2.

У нас получился следующий результат. Приводим ПОЛНЫЙ список всех летописных комет и летописных вспышек на небе за период от начала н.э. вплоть до кометы 1301 года, составленный нами по [832:1], т.2. Мы специально вводим здесь термины: ЛЕТОПИСНЫЕ КОМЕТЫ и ЛЕТОПИСНЫЕ ВСПЫШКИ, поскольку хотим подчеркнуть, что все, чем мы сегодня располагаем, это - всего лишь датированные упоминания старинных летописцев, привязанные ими самими, или их позднейшими редакторами, к оси времени. Точнее, следует говорить о ЛЕТОПИСНЫХ ДАТАХ КОМЕТ и ЛЕТОПИСНЫХ ДАТАХ ВСПЫШЕК. Может оказаться, что на самом деле эти датированные описания относятся к какой-то совсем иной, более поздней, комете или вспышке. Но романовские редакторы и хронологи могли ошибочно, или специально, отодвинуть данные упоминания в глубь времен. В результате, "в далеком прошлом" замерцали фантомные отражения подлинных комет и небесных вспышек эпохи XII-XVII веков. Отметим, что по поводу некоторых из цитируемых ниже описаний можно предположить, что в их основе лежали какие-то атмосферные явления, вроде северных сияний (впрочем, они обычно случаются лишь на очень северных широтах). Однако сегодня трудно разобраться - шла ли речь действительно о северном сиянии, или о вспышке звезды на небе. Поэтому мы, как было сказано, выписали ПОДРЯД БУКВАЛЬНО ВСЕ упоминания в труде Татищева о вспышках на небе, чтобы не вступать на зыбкий путь интерпретации того или иного сообщения. Очень интересно, что даже те летописные фрагменты, которые можно пытаться отождествить, например, с северными сияниями, почему-то распределяются по оси времени не хаотично, а явно попадают именно в те сгустки сообщений, где заведомо есть кометы или вспыхивающие звезды. Кстати, за 70-летний период времени от 1146 года до 1222 года вообще не отмечено никаких звезд, вспышек, сияний и т.п.

Итак, приведем полный список вплоть до 1301 года, см. рис.3.13.

1 ГРУППА: I век н.э. (Вифлеемская звезда);

2 ГРУППА-СГУСТОК: 911 или 912 год, либо же (по другим летописям) 905 или 918, или 919 годы;

3 ГРУППА: 989 год;

4 ГРУППА-СГУСТОК: 1028, 1064 или 1066 годы;

5 ГРУППА-СГУСТОК: 1092, 1099 или 1100, 1102, 1104 или 1105, 1110 годы;

6 ГРУППА-СГУСТОК: 1141, 1142, 1145 или 1146 годы;

7) Далее, после более чем 70-летнего перерыва, следуют даты "вспышек" тринадцатого века: 1222, 1266; 1301 годы и так далее.

Процитируем соответствующие фрагменты русских летописей и других исторических источников.

1 ГРУППА. I век н.э. Состоит только из одной Вифлеемской звезды, возвестившей рождение Иисуса Христа. Примерно через два года Святое Семейство, спасаясь от царя Ирода, бежит в Египет, см. Евангелия.

2 ГРУППА-СГУСТОК. По поводу 911 или 912 года мы процитируем следующие данные: "6419 (911). Комета. Явилась звезда великая на западе, словно куст" [832:1], т.2, с.18. Другие источники, как сообщает Татищев, дают здесь 905 год (комета) или 919 год (лучи на небе) [832:1], т.2, с.593. И далее, под 912 годом, сказано следующее: "6420 (912)... Сей же зимой горело небо, и столпы огненные ходили от Руси ко Греции и сталкивались между собой" [832:1], т.2, с.22. Другие источники дают здесь либо 918, либо 919 годы [832:1], т.2, с.597.

3 ГРУППА. Указана комета 989 года, см. [547], с.73.

4 ГРУППА-СГУСТОК. По поводу 1028 года Татищев сообщает: "6536 (1028). Знамение явилось на небе, которое видели по всей земле" [832:1], т.2, с.74. При этом "Ликосфен сказывает КОМЕТУ, виденную чрез 4 месяца" [832:1], т.2, с.633. Далее 1064 или 1066 годы. Татищев сообщает: "6572 (1064)... Комета. Суеверным предзнаменование... Было знамение на западе, ЗВЕЗДА ПРЕВЕЛИКИЙ СВЕТ ИМЕЮЩАЯ, как кровавый, восходящая с вечера после захода солнечного, и пребывала в течение семи дней... Сия звезда была словно кровавая" [832:1], т.2, с.783. Другой вариант той же даты, а именно, 1066 год, назван в [547], с.73.

5 ГРУППА-СГУСТОК. По поводу 1092 года известно следующее: "6600 (1092)... Было страшное на небе видение. Явился КРУГ ПРЕВЕЛИКИЙ ПОСРЕДИ НЕБА. И была летом сушь великая... И по разным местам многие знамения видены были" [832:1], т.2, с.101. По поводу 1099 или 1100 года говорится так: "6608 (1100)... Звезда с хвостом... А зимою видели на севере ЗВЕЗДУ С ХВОСТОМ ВЕЛИКИМ протяженным" [832:1], т.2, с.135-136. Другие источники, например Ликосфен, относят "звезду" к 1099 году [832:1], т.2, с.654. Относительно знамения 1102 года говорится так: "Было знамение великое, длилось три ночи января от 29, будто бы пожарное зарево появилось по всему небу". И далее, под тем же 1102-м годом: "Было знамение в солнце, видимы были около него 3 дуги хребтами к себе" [832:1], т.2, с.137. Ликосфен относит это "горение" к 1104 году [832:1], т.2, с.654. Под тем же 1104 годом Татищев сообщает далее об еще одном горящем знамении на небе: "6612 (1104)... Крест в солнце. В сем же году было знамение на небе, окружилось солнце светлым кругом, и в средине оного виден был крест, а посреди креста солнце, вне круга дуга рогами к северу... И длилось три дня" [832:1], т.2, с.140. Далее, под 1105 годом, Татищев добавляет следующее: "6613( 1105)... Комета. В то же лето явилась КОМЕТА С ХВОСТОМ и видна была в течение целого месяца" [832:1], т.2, с.140. В своем комментарии Татищев говорит: "Сию комету Ликосфен в 1106-м указал, в чем разность только от разности начала года" [832:1], т.2, с.658. Наконец, под 1110 годом Татищев говорит: "Видно было знамение в Печерском монастыре... явился столб огненный от земли до неба и осветил монастырь, что с великим ужасом все видели" [832:1], т.2, с.142.

6 ГРУППА-СГУСТОК. Эта группа сообщений 1141, 1142, 1145 или 1146 годов уже была детально описана нами выше.

Проанализируем теперь итоговый список вспышек.

ПЕРВЫЙ ФАКТ. ПОЛУЧИВШИЙСЯ ПЕРЕЧЕНЬ СГУСТКОВ "ЗВЕЗД" ОКАЗАЛСЯ ДОСТАТОЧНО РЕДКИМ. Ясно видно, что далеко не в каждый год, и даже далеко не в каждое десятилетие русские летописцы отмечали комету, или вспышку звезды, или сияние, или пожар на небе. По-видимому, перед нами - летописные отражения объективных астрономических данных нерегулярного характера.

Три последние даты списка, а именно, 1222, 1266 и 1301 годы сейчас нас не интересуют. Они удалены от анализируемых нами сейчас событий середины XII века.

ВТОРОЙ ФАКТ. В СПИСКЕ ЯВНО ВЫДЕЛЯЮТСЯ ШЕСТЬ СГУСТКОВ ДАТ КОМЕТ И ВСПЫШЕК ЗВЕЗД. Под такими номерами 1-6 они перечислены выше. При этом группы 1 и 3 содержат только по одному упоминанию.

Наша мысль проста и состоит в следующем. ПЯТЬ СГУСТКОВ ИЗ ШЕСТИ ЯВЛЯЮТСЯ ФАНТОМНЫМИ ОТРАЖЕНИЯМИ ПОСЛЕДНЕГО ШЕСТОГО СГУСТКА ВСПЫШЕК 1141, 1142, 1145 ИЛИ 1146 ГОДОВ. При хронологических сдвигах реальная вспышка сверхновой звезды в середине XII века расползлась по оси времени и породила пять своих фантомных дубликатов. Более того, становится понятным, почему возникли именно такие хронологические сдвиги. Двинемся от XII века назад по оси времени.

Пятая группа-сгусток вспышек (а именно, 1092, 1099 или 1100, 1102, 1104 или 1105, 1110 годы) концентрируется прямо около даты рождения Андрея Боголюбского - примерно 1110 год, см. выше. Поскольку дошедшие до нас редакции русских летописей созданы поздно, то они были написаны уже с опорой на евангельскую версию, согласно которой рождение Иисуса (то есть Андрея Боголюбского) сопровождалось вспышкой звезды. Следовательно, летописцы или романовские редакторы и поместили сведения о звезде около 1110 года. Поскольку сообщений о вспышке было несколько, они слегка расползлись по оси времени и возникло скопление датировок непосредственно около 1110 года.

Четвертая группа-сгусток вспышек (а именно, 1028, 1064 или 1066 годы) концентрируется около 1054 года, то есть прямо внутри эпохи Гильдебранда = папы Григория VII. Напомним, что, согласно [МЕТ1], ХРОН1 и ХРОН2,гл.2:1, Григорий Гильдебранд является фантомным отражением Иисуса Христа. Это отражение-дубликат хронологи поместили в XI век. Сюда же попала и датировка вспышки звезды якобы 1054 годом. При этом фантомная вспышка якобы 1028 года оказалась как раз рядом с предполагаемым годом рождения Григория Гильдебранда, якобы в 1020 году [64], с.216. Перед нами - результат столетнего хронологического сдвига, сместившего реальную вспышку сверхновой звезды середины XII века в точности на середину XI века. Именно от этой даты одна из средневековых традиций и стала отсчитывать годы от Рождества Христова. Что было неверно. Ошибка составила примерно сто лет.

Третья группа состоит из одной вспышки или кометы 989 года. Но ведь это практически год крещения Руси, датируемого в скалигеровско-миллеровской хронологии 988 годом. Но, как мы показали выше, крещение Руси связывается в первую очередь с именем Святого Владимира Крестителя, то есть Иоанна Крестителя. Согласно Евангелиям, деятельность Иоанна Крестителя разворачивается во время юности Иисуса Христа, а потому описание Вифлеемской звезды помещено в Евангелиях непосредственно рядом с описанием Иоанна Крестителя. Поэтому совершенно естественно, что и на страницах русских летописей биография Владимира Крестителя оказалась совмещенной со вспышкой звезды. Ее датировали 989 годом, практически тем же годом, что и крещение Руси Владимиром Крестителем якобы в 988 году.

Вторая группа-сгусток вспышек (а именно, 905, 911, 912, 918, 919 годы) оказалась именно в той эпохе, куда скалигеровско-миллеровская хронология поместила князя Олега, историю волхвов и княгиню Ольгу, крестившуюся в Царь-Граде якобы в 955 году [832:1], т.2, с.32-33. Напомним, что якобы в 907 году Олег появился с войском у Царь-Града, осадил его и взял большую дань. Затем Олег направил послов в Царь-Град для подписания мира. Был подписан известный греческо-русский договор. Отметим, что рядом с Олегом находятся волхвы-мудрецы. Далее, Игорь, сын Олега, был женат на Ольге. Якобы в 948 году Ольга склонилась к принятию христианства и окончательно приняла его в 955 году [832:1], т.2, с.32. Крещение Ольги - один из самых известных сюжетов в русской истории. Летописи уделяют ему особое внимание. Следовательно, возникает мысль, что крещение Ольги (или чуть раньше - Олега?) является еще одним дубликатом-отражением крещения Руси в середине XII века. При этом Ольга явилась в Царь-Град лично, в сопровождении большой свиты и была торжественно принята императором Константином VII. Вероятно, перед нами - еще одно фантомное отражение истории евангельских волхвов, явившихся на поклонение младенцу Иисусу Христу, см. рис.p2.23.

А поскольку, как мы уже видели, с рождением Иисуса и с актом крещения (Иоанном Крестителем) неразрывно связывалась близкая по времени вспышка звезды, то вслед за волхвами и крещением в якобы X век "уехала" из XII века и звезда, размножившаяся на несколько своих дубликатов. Они расползлись немного по оси времени и в результате сегодня мы видим в наших летописях несколько фантомных дат: 905, 911, 912, 918 и 919 годы.

В "Библейской Руси" и ХРОН6,гл.3, мы сформулировали и обосновали мысль, что известная история трех евангельских волхвов, явившихся на поклонение младенцу Христу, является отражением поклонения трех русских правителей. А именно, под именем Валтасар здесь выступает великий князь-хан Святой Владимир, под именем Мельхиор - его мать Малуша или Малка, а под именем Каспар или Гаспар - казацкий военачальник. Результатом поклонения явилось крещение Руси, происшедшее, как мы теперь начинаем понимать, в середине XII века.

 

5. ВОЗМОЖНОЕ ОТРАЖЕНИЕ ВЕТХОЗАВЕТНОЙ ИСТОРИИ XIV ВЕКА ОБ УТОНУВШЕМ ВОЙСКЕ ФАРАОНА, ПРЕСЛЕДОВАВШЕМ МОИСЕЯ, - В "БИОГРАФИИ" СВЯТОПОЛКА ОКАЯННОГО = ЕВАНГЕЛЬСКОГО ЦАРЯ ИРОДА, ОКОЛО 1016 ГОДА, А ТАКЖЕ В СЕРЕДИНЕ XII ВЕКА, ПРИ ЮРИИ ДОЛГОРУКОМ.

Вспомним известную библейскую историю о переходе войск Моисея, преследуемых фараоном, "через воды яко посуху". Войска фараона, преследовавшие Моисея, вступили в то же самое море, однако неожиданно утонули. Как мы показали в "Библейской Руси" и ХРОН6,гл.4:6, первоисточником сюжета являются события, развернувшиеся на Руси в XIV веке. Речь шла о переходе через замерзшую реку или через озеро. Войско Моисея успешно перешло, а преследователям не повезло, лед под ними провалился, и многие погибли. Это событие известно нам также как Ледовое побоище Александра Невского с немцами-ливонцами якобы в 1243 году. Этот же эпизод с ломающимся льдом во время битвы вошел и в историю о борьбе "античного" Александра Македонского с царем Дарием [10], с.101-103. Здесь говорилось о льде на реке Арсинор.

Яркая история о льде, сломавшемся во время сражения и приведшем к гибели войска, отразилась, вероятно, и на других страницах русской истории. Сюжет мог размножиться на несколько дубликатов и расползтись во времени, попав в различные фантомные скалигеровские эпохи. Укажем еще один возможный повтор.

Татищев под 1016 годом рассказывает о сражении Святополка Окаянного с Ярославом. <<Ярослав стоял на той стороне Днепра, ввиду полноводья никто не смел Днепр перейти. Стояли друг против друга до трех седмиц, сражаясь помалу, переезжая через реку, когда вода стала убывать. Воевода же Святополков... ездя возле берега, укорял новгородцев, говоря: "Зачем пришли с хромцом сим"... Слышав же сие поношение, новгородцы весьма оскорбились и стали просить Ярослава, чтоб наутро шел чрез реку... ТОГДА БЫЛИ УЖЕ ЗАМОРОЗКИ. Святополк стоял между двумя озерами... Ярослав, вооружив войско... на заре, ПЕРЕПРАВИВШИСЬ, высадил войско на берег... и пошел на Святополка... И был между ними бой весьма жестокий. Но... печенеги Святополковы стояли за озерами, из-за того не могли помощи учинить... Из-за того принужден был Святополк ОТСТУПИТЬ НА ОЗЕРА, ГДЕ ОТ МНОЖЕСТВА ВОЙСКА ЛЕД ОБЛОМИЛСЯ И МНОГО ИЗ ВОЙСКА ЕГО ПОТОНУЛО. Что видя, Святополк бежал в Польшу с малым числом людей>> [832:1], т.2, с.69-70.

Карамзин добавляет: "Дружина Киевская, чтобы соединиться с ними (с Печенегами - Авт.), ВСТУПИЛА НА ТОНКИЙ ЛЕД СЕГО ОЗЕРА, И ВСЯ ОБРУШИЛАСЬ" [362], т.2, гл.1, столбец 5.

Не исключено, что перед нами - та же библейская история, развернувшаяся в XIV веке в эпоху османского=атаманского завоевания. См. подробности в "Библейской Руси" и ХРОН6,гл.4. Здесь в качестве ветхозаветного "хорошего героя Моисея", может быть, выступает князь Ярослав, весьма положительно характеризуемый русскими летописями. А в качестве библейского "плохого фараона" фигурирует князь Святополк Окаянный, отразившийся также и в Евангелиях как "плохой царь" Ирод, см. выше. Русские хроники описывают Святополка Окаянного категорически отрицательно.

На рис.p2.24 приведена старинная миниатюра из Радзивиловской летописи, изображающая подстрекательство воеводой Святополка Окаянного войска новгородцев к наступлению. Затем - гибель войск Святополка - "фараона" - из-за треснувшего и провалившегося льда.

А вот и другой возможный повтор той же истории о "гибели войска из-за льда". На сей раз фантомное отражение попало в середину XII века. Татищев, рассказывая об эпохе князя Юрия Долгорукого, сообщает под 1148 годом следующее. Изяслав, вместе с венграми, которых было около 3000 человек, пошел с войной на Давидовичей и Ольговичей. Последние укрепились в лесу. Дело было в холодное время года. "Изяслав немедленно пошел на них, но поскольку в тот день такая теплота учинилась, что невозможно было ему реку перейти, только стрельцы бились через реку. Ночью же пошел дождь великий, словно бы Бог специально ДЛЯ ПРЕСЕЧЕНИЯ МЕЖДОУСОБНОГО ПРОЛИТИЯ КРОВИ НИСПОСЛАЛ, что Изяслав видя, и потому что и на Днепре СТАЛ ЛЕД ПОРТИТЬСЯ... рассудил, что стоять более невозможно. И В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ СО ВСЕМИ ВОЙСКАМИ ЗА ДНЕПР ПЕРЕШЛИ, А НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ НА ДНЕПРЕ ЛЕД РУШИЛСЯ, ЧЕМ ИЗЯСЛАВ И ВСЕ ВОЙСКА БЫЛИ ПОРАДОВАНЫ, что их Бог от великого труда избавил... Но венгры весьма неосмотрительно, идучи сквозь бор, ХОТЕЛИ ПРЯМО ЧЕРЕЗ ОЗЕРО ПЕРЕЙТИ, НО НА СРЕДИНЕ ЛЕД ОБЛОМИЛСЯ И ЧАСТЬ ИХ ПОТОНУЛА" [832:1], т.2, с.218-219.

Здесь в глухом виде проступают основные узлы библейского сюжета XIV века из истории Моисея, преследуемого "фараоном", см. [БР]:2 и ХРОН6,гл.4:6. Война, два противоборствующих войска. Холодное время года. Два войска оказываются по разные стороны реки (стрельцы обмениваются выстрелами через реку). Река или озеро, покрытое льдом. Одно войско благополучно переправляется по уже слабеющему льду. Сразу после перехода лед рушится. Затем войско противника вступает на подтаявший лед (другой?) реки или озера. Лед неожиданно трескается, и многие воины погибают.

Главная страница
Оглавление книги ЦАРЬ СЛАВЯН
Подписи к рисункам