Г.В.Носовский, А.Т.Фоменко, Т.Н.Фоменко.
НЕБЕСНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ДРЕВНИХ.

АСТРОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХРОНОЛОГИИ.
Книга 2
Египетские зодиаки. История средних веков на карте звездного неба. Китайская астрономия.

Глава 2
ПРЕЖНИЕ АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ДАТИРОВКИ ЕГИПЕТСКИХ ЗОДИАКОВ.

4. ФИВСКИЙ ЗОДИАК БРУГША И ТРИ ЕГО ГОРОСКОПА.

Фивский зодиак Бругша описан и исследован Н.А.Морозовым в [544], т.6, с.695-728. Прорисовку, принадлежащая самому Бругшу, см. на рис.2.16. Увеличенный фрагмент с гороскопом показан на рис.2.13. Названия планет здесь прямо вписаны между фигурами созвездий, поэтому дешифровка особых трудностей не вызывает. Н.А.Морозов самым тщательным образом исследовал вопрос об астрономическом датировании этого гороскопа. Он писал:

<<Однажды в 1913 году Н.В.Румянцев... принес мне... книгу Генриха Бругша (Henri Brugsch: "Recueil de Monuments Egyptiens, dessines sur lieux". 1862), в которой между прочим был описан прекрасно сохранившийся по внешности (как будто даже и не слишком уже давно сделанный) гроб из сикоморового дерева, красиво обделанный столярным способом и находящийся теперь в коллекции Монье. Открыл его Бругш, по его собственным словам, в 1857 году, но издал описание только в 1862.

В нем была мумия совершенно того же типа, как и обыкновенные египетские... самое интересное для историка или археолога, желающего узнать точную дату времени этого гроба, было нарисовано на внутренней поверхности его крышки, символизирующей небо. Вдоль середины была протянута как бы прикрывающая мумию женская фигура ... Нут, а по обеим сторонам ее изображены 12 созвездий Зодиака совершенно такими же рисунками, какими они изображались и в астрономиях эпохи гуманизма. А на контуре крышки есть нечто еще более замечательное: 24 одинаковые человеческие фигурки перед престолами. Они изображают явно 12 часов дня с одной стороны, а с другой - 12 часов ночи, причем те и другие Бругш пометил на своем рисунке арабскими числами, так что эти и другие (буквенные) обозначения на нашем рисунке не должны смущать читателя (рис.2.16, рис.2.13 - Авт)...

Фигура Скорпиона среди 12 созвездий Зодиака закрашена в знак того, что она исчезла в лучах Солнца, что бывает в ноябре, а противоположная ей фигура Тельца зачернена в знак того, что она царит всю ночь, то есть кульминирует в полночь. На голове Девы изображен серп Луны, каким Луна и является при Солнце в Скорпионе, а кружок над Весами, который я при первом изучении принял за Солнце в Весах (игнорируя закрашенного Скорпиона и зачерненного Тельца), является простым символом того, что осеннее равноденствие, с которого начинается гражданский год, считалось с того момента, когда Солнце из Девы вступает в Весы, то есть по византийскому христианском счету (Морозов здесь имеет в виду церковное начало года в сентябре - Авт.) ... Это самое обозначение Весов с кружком Солнца на коромысле является очень частым на старинных астрономических Зодиаках, а потому не может служить гороскопическим указанием>> [544], т.6, с.694-697.

Прервем Н.А.Морозова. Он напрасно так легко отмахнулся от кружка в Весах. Наш анализ египетских зодиаков показал, что этот кружок обычно обозначает пасхальное полнолуние и имеет прямое отношение к астрономическому датированию.

Пасхальным полнолунием называется первое полнолуние после дня весеннего равноденствия. Оно бывает в марте или в апреле, в течение месяца после дня весеннего равноденствия. В это время Солнце проходит созвездие Рыб, переходя затем в Овна. Но две тысячи лет тому назад Солнце после весеннего равноденствия шло по созвездию Овна, переходя потом в Близнецы, рис.2.14. Поэтому в двух последних тысячелетиях первое весеннее полнолуние очень часто случалось в созвездии Весов. Поскольку именно Весы находятся прямо напротив Овна. Поясним, что Луна в момент полнолуния находится всегда в противоположной точке эклиптики по отношению к Солнцу. Поэтому, если во время полнолуния Солнце находилось в Овне, то полная Луна была видна в Весах.

Именно поэтому на египетских зодиаках так часто и встречается тот самый кружок в Весах, о котором писал Н.А.Морозов. Но этот кружок обозначал на них пасхальную полную Луну, а не Солнце, как думал Н.А.Морозов. Мы еще вернемся к этому ниже.

Эта ошибка Н.А.Морозова в расшифровке оказалась в данном случае не так уж страшна, поскольку не повлекла за собой ошибок в датировке. Дело в том, что кружок в Весах на зодиаке Бругша НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЧАСТЬЮ ОСНОВНОГО ГОРОСКОПА.

Отметим, что Н.А.Морозов обнаружил только один гороскоп на этом зодиаке. А именно - тот, который вписан на нем демотическими знаками, рис.2.16, рис.2.13. Однако наш анализ зодиака Бругша показал, что на нем есть ЕЩЕ ДВА гороскопа, не замеченные Н.А.Морозовым. Причем, в отличие от "демотического" гороскопа, они являются частью изображения самого зодиака, а не приписками к нему. Странно, что ни Г.Бругш, ни Н.А.Морозов их не заметили.

Н.А.Морозов продолжает: <<Важными являются здесь только обозначения, нарисованные демотическим письмом и более кривыми строками на левой стороне...

Из них особенно замечательны две строки между Раком и Львом, специально направленные на голову Льва. На одной из них написано: Гор-пе-Сета, а на другой: Гор-пе-ка, то есть планета Сатурн и планета Юпитер, и самая близость строк друг к другу, при достаточности здесь свободного места показывает, что Юпитер и Сатурн были в тесном соединении, то есть Юпитер обогнал здесь Сатурна при Солнце в Скорпионе. Значит дело было в конце юлианского октября или в ноябре за весь наш исторический период времени. Около Девы, ближе ко Льву, стоит демотическая надпись: Гор-Тезер, то есть планета Марс. Между Скорпионом и Стрельцом, загнувшись даже к голове Стрельца, помечено демотически: Пе-Нетер-Тау (то есть Светило Утра) - Венера, - хотя в этом положении Венера была в вечерней видимости, и это обнаруживает лишь то, что единство вечерней и утренней Венеры было тогда хорошо известно астрологам. И, наконец, между Скорпионом и Весами написано "Себек", то есть Меркурий, хотя точности его топографии мы не можем доверять: для надписи о Меркурии уже не было места направо от Скорпиона, да к тому же он невидим на таком близком расстоянии от Солнца, так что писавший ставил его не по непосредственному наблюдению на небе, а по своим соображениям...

Бругш отнес свою находку ко времени "римской власти в Египте", то есть ни в коем случае не позднее первого века нашей эры...

Я принялся за определение времени такого замечательного документа... Но я получил такое ошеломительное решение - единственную дату 17 ноября 1682 года нашей эры, - что не поверил своим глазам ... Я вполне допускаю, что такое решение может заставить упасть в обморок современного египтолога>> [544], т.6, с.697-698, 727.

Однако дальше Н.А.Морозов осторожно признается, что полученное им решение 1682 года не единственно. Есть еще одно прекрасное решение, дату которого мы сообщим чуть ниже. Причем оно даже лучше первого. С той только разницей, что Юпитер и Сатурн соединились в нем не в голове, а в хвосте Льва.

Но легко видеть, что зодиак Бругша вполне допускает их соединение в любом месте Льва, а не только в голове,рис.2.13. То, что строчки с именами Юпитера и Сатурна оказались именно около головы, а не другой части Льва, ни о чем не говорит. Ведь где-то эти строчки должны были приблизиться ко Льву. Вряд ли человек, вписывавший имена планет на зодиаке Бругша, пытался уточнять их места внутри созвездий. Египетские зодиаки, вообще говоря, в принципе не позволяют достичь подобных уточнений. Зодиак Бругша - не исключение, рис.2.13.

Новый анализ египетских зодиаков показывает, что их авторы НИКОГДА НЕ СТАРАЛИСЬ УТОЧНЯТЬ ПОЛОЖЕНИЯ ПЛАНЕТ ВНУТРИ СОЗВЕЗДИЙ.

Поэтому по Юпитеру и Сатурну второе морозовское решение также вполне строгое. Может быть, оно "чуть" хуже первого, но это "чуть" - уже за пределами принципиальной точности египетских зодиаков. Но зато в этом втором решении взаимный порядок планет ИДЕАЛЬНО совпадает с их порядком, указанным на зодиаке [544], т.6, с.726. В то время как в первом морозовском решении 1682 года Меркурий оказался между Скорпионом и Стрельцом - хотя на зодиаке его имя вписано между Скорпионом и Весами, рис.2.15. Здесь плохо то, что в данном случае это влечет за собой ПЕРЕСТАНОВКУ ПЛАНЕТ. В решении 1682 года Меркурий оказывается по другую сторону от Солнца, чем показано на зодиаке.

Но как раз ПЕРЕСТАНОВКА ПЛАНЕТ ПРИ РЕШЕНИИ ЕГИПЕТСКИХ ЗОДИАКОВ АБСОЛЮТНО НЕДОПУСТИМА. Ниже мы убедимся, что на египетских зодиаках взаимный порядок планет на эклиптике всегда выдерживался совершенно точно. Это важное обстоятельство ВПЕРВЫЕ обнаружила Т.Н.Фоменко в [912:3].

Поясним, почему на зодиаке Бругша перестановка Меркурия (планеты) и Скорпиона (созвездия) МЕНЯЕТ ВЗАИМНЫЙ ПОРЯДОК ПЛАНЕТ. Дело в том, что в Скорпионе здесь показано Солнце - одна из семи древних планет. Знак Скорпиона на зодиаке Бругша ЗАКРАШЕН в знак того, что в нем было Солнце. Скорпион как бы "горит" в солнечных лучах, рис.2.13. На это обратил внимание Н.А.Морозов, который верно понял это как знак присутствия Солнца в Скорпионе. Таким образом, перестановка Меркурия со Скорпионом влечет за собой перестановку Меркурия с Солнцем. Это делает решение 1682 года не вполне строгим.

Что касается второго решения, то его недостатки, по мнению Н.А.Морозова, следующие. Во-первых, Морозову не понравилось, что Юпитер и Сатурн оказались в хвосте Льва, а на зодиаке их имена вписаны ближе к его голове. Во-вторых, Марс в этом решении находится в Деве ближе к Весам, а не ко Льву, как хотелось бы Н.А.Морозову.

Но опять-таки, рисунок зодиака Бругша не позволяет уточнить положение Марса внутри Девы, рис.2.13. Надпись с именем Марса идет от фигуры Девы вертикально вверх и лишь в конце загибается в сторону Льва, отворачиваясь от фигуры Нут. Но все равно, расстояние от этой надписи до Льва больше, чем до Весов, рис.2.13. Вряд ли из этой картинки можно извлечь что-нибудь содержательное о положении Марса внутри Девы. Очевидно лишь, что Марс указан в Деве и больше ничего.

Итак, хотя Н.А.Морозов и старался доказать, что его второе решение гораздо хуже первого (1682 года) [544], т.6, с.726, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что оба указанных им недостатка этого решения находятся за пределами точности египетского рисунка и поэтому ни о чем не говорят.

Сообщим теперь дату второго, ИДЕАЛЬНОГО решения "демотического" гороскопа, полученного А.Т.Фоменко и Г.В.Носовским. Это - 1861 год НАШЕЙ ЭРЫ. То есть - всего за один год до публикации 1862 года, в которой Г.Бругш описал этот зодиак. Вторая половина XIX века!

Теперь понятно, почему Н.А.Морозов отбросил это решение как абсурдное. Он даже иронически написал по этому поводу, что, допустив возможность датировки зодиака 1861 годом, мы "должны будем признать прежде всего, что его написал сам Бругш, обозначив таким способом время описания им этой гробницы в 1861 году, когда все было как показано, кроме того, что тесное соединение Юпитера и Сатурна пришлось не у головы Льва, а у его хвоста"[544], т.6, с.728.

И в самом деле, в такой ситуации мы тоже бы, вероятно, остановились на решении 1682 года, хотя оно и хуже с точки зрения астрономии. Однако, как показал дальнейший анализ зодиака Бругша, все намного интереснее.

Дело в том, что А.Т.Фоменко и Г.В.Носовский обнаружили на зодиаке Бругша ЕЩЕ ДВА ПОЛНЫХ ОСНОВНЫХ ГОРОСКОПА. Причем оба они являются неотъемлемой частью зодиака. А "демотический" гороскоп приписан, скорее всего, позднее. Это, кстати, бросилось в глаза и Н.А.Морозову, см. выше.

Один из обнаруженных новых гороскопов на зодиаке Бругша расположен слева, с той же стороны, что и демотические приписки, но ближе к краю зодиака. Второй - напротив него, справа, рис.2.16. Все планетные фигуры второго гороскопа стоят в лодках, поэтому мы будем называть его "ГОРОСКОПОМ В ЛОДКАХ". Все планетные фигуры первого гороскопа изображены без посохов, вероятно, чтобы исключить путаницу с гороскопом в лодках, рис.2.16. Поэтому первый гороскоп мы будем называть "ГОРОСКОПОМ БЕЗ ПОСОХОВ".

На рис.2.16 приведена прорисовка зодиака Бругша с выделенными на нем тремя гороскопами: одним "демотическим", который датировал Морозов, и двумя "родными", не замеченными ни Бругшем, ни Морозовым. Подробности см. в главе 7. Здесь мы лишь сообщим окончательный результат А.Т.Фоменко и Г.В.Носовского.

"Гороскоп без посохов" и "гороскоп в лодках" на зодиаке Бругша имеют ТОЛЬКО ОДНУ ПАРУ БЛИЗКИХ ДРУГ К ДРУГУ РЕШЕНИЙ. Это: 6-7 октября 1841 года для одного и 15 февраля 1853 года - для второго.

Вероятно, на крышке гроба с помощью двух гороскопов изображены день рождения и день смерти похороненного в нем человека. Это был мальчик или девочка 12-ти лет.

Но это означает, что и "демотический" гороскоп указывает дату не из XVII, а из XIX века. Ведь он приписан еще позже! Получается, что именно второе морозовское решение, отброшенное им как слишком позднее, является правильным. А первое решение 1682 года - СЛИШКОМ РАННИМ (!). Складывается впечатление, что под видом "древней гробницы" Бругшу "подсунули" совсем еще свежий гроб, изготовленный всего лишь за несколько лет до того. Недаром Морозов так удивлялся, что гроб этот выглядел совсем как новый [544], т.6, с.695.

Вероятно, в XIX веке в Египте кое-где еще хранили старые мамелюкские погребальные традиции. Мамелюков истребили лишь в 1811 году [85], т.15, с.455. То есть - всего за 40 лет до изготовления зодиака Бругша, которое, согласно гороскопу, было в 1853 году.

В мамелюкских семьях покойников, вероятно, еще долго мумифицировали и хоронили по древне-египетскому обычаю. Рисовали на крышке гроба типичный "древний" зодиак с гороскопами даты рождения и даты смерти умершего. Потом гроб прятали, старались не допустить к нему грабителей. Но не всегда это получалось. Ведь за такой гроб, если его выдать за "очень древний", богатые европейские коллекционеры платили хорошие деньги. Вероятно, один из таких гробов и попал к Бругшу. Скорее всего, его украли вскоре после погребения и продали. Через несколько лет, в 1857 году, с ним познакомили Бругша.

При этом кто-то в качестве шутки или издевательства приписал на крышке гороскоп 1861 года. Ясно, почему фальсификатор вписал этот гороскоп именно демотическим письмом. Ему достаточно было воспользоваться любой подходящей книгой по египтологии или просто словарем. Демотическое письмо было расшифровано Акербледом еще в 1802 году [544], т.6, с.698. Таким образом, фальсификатор и Бругш были современниками и пользовались одними и теми же словарями. Один - чтобы написать, другой - чтобы через 1-2 года "расшифровать" написанное.

Вряд ли стоит обвинять в приписках самого Бругша, как это делает Н.А.Морозов, хотя и в шутку.

Кстати, не исключено, что гороскоп был приписан на будущую дату, на несколько лет вперед. Поэтому Бругш вполне мог видеть приписки уже в 1857 году, когда, по его словам, он впервые познакомился с этим зодиаком [544], т.6, с.695. Сделать соответствующие астрономические вычисления в те годы особой сложности не представляло. Ведь это - уже вторая половина XIX века.

Итак, решение Н.А.Морозова для зодиака Бругша:

а) Гороскоп демотических приписок: 17 ноября 1682 года н.э. (решение 18 ноября 1861 года н.э. найдено, но отброшено). б) "Гороскоп без посохов": НЕ ОБНАРУЖЕН, в) "Гороскоп в лодках": НЕ ОБНАРУЖЕН.

Решение А.Т.Фоменко и Г.В.Носовского для зодиака Бругша:

а) Гороскоп демотических приписок: 18 ноября 1861 года н.э. б) "Гороскоп без посохов": 6-7 октября 1841 года н.э. в) "Гороскоп в лодках": 15 февраля 1853 года н.э.

 

5. АСТРОНОМИЧЕСКОЕ ДАТИРОВАНИЕ В РАБОТАХ ЕГИПТОЛОГОВ СОДЕРЖИТ НАТЯЖКИ.

Коснемся вкратце работ египтологов, посвященных астрономическому содержанию египетских зодиаков. Подробно говорить о них излишне по следующим причинам. Во-первых, они существенно опираются на скалигеровскую хронологию и потому не относятся к области независимого астрономического датирования. См., например, [1062], [1062:1]. Во-вторых, анализ астрономической символики египетских зодиаков в этих работах довольно поверхностный. Его уровень заметно ниже исследований Морозова. Более того, в работах египтологов, написанных после выхода в свет труда Морозова [544], анализ египетских зодиаков обычно сводится к тому, чтобы вообще уйти от проблемы астрономического датирования. Мы уже говорили об этом на примере работы [1291].

В качестве еще одного примера обсудим "египтологическую" астрономическую датировку Круглого Дендерского зодиака, предложенную в фундаментальной монографии [1062:1] в пяти томах, написаной в 1970-х годах французским египтологом Сильвией Ковиль (S.Cauville) и целиком посвященной потолочным изображениям храма в Дендере. В частности, там обсуждается астрономическая датировка Круглого зодиака. Об его астрономической датировке говорится также в отдельной книге того же автора [1062], являющейся сокращением монографии [1062:1]. Странно, что астрономическая датировка Длинного зодиака, находящегося в том же Дендерском храме, в [1062] почему-то не обсуждается вовсе.

С первых же слов раздела "Датирование зодиака" в [1062], становится ясно, что о датировке, независимой от общепринятой хронологии Египта, автор даже не собирается говорить. "Датировка" сразу начинается с цитат из египетской хронологии. Категорически утверждается, что египетский царь Птолемей Авлет (Ptolemee Aulete), "обновивший" в последний раз храм в Дендере, правил в таких-то и таких-то годах до нашей эры [1062], с.11. После этого в Египте царила Клеопатра, годы правления которой тоже, дескать, "прекрасно известны" египтологам [1062], с.11. И так далее. Из всего этого, еще до начала разговора об астрономической датировке, делается категорический вывод, что дата Круглого Дендерского зодиака лежит якобы между 51 и 47 годами до н.э. [1062], с.11.

Астрономическому анализу зодиака отводится в [1062], [1062:1] весьма скромная второстепенная роль: он нужен лишь для того, чтобы лишний раз подтвердить и без того прекрасно известную автору [1062] хронологию Египта. Цитируем: "Partant de cette donn'ee assur'ee, 'E.Aubourg a cherch'e si, dans se laps de temps (51-43 av.J.-C.), la place des plan'etes parmi les constellations du zodiaque 'etait astronomiquement possible" [1062], с.11. Здесь S.Cauvilee сообщает нам, что, как подтвердил астрофизик E.Aubourg, положения планет относительно созвездий на Круглом зодиаке являются "астрономически возможными" в интервале 51-43 годов до н.э. Однако дальнейшие разъяснения, приведенные в [1062], показывают, что это отнюдь не так.

В самом деле, уже на следующей странице в [1062] выясняется, что гороскоп Круглого зодиака, НИ РАЗУ НЕ ПОЯВЛЯЛСЯ НА НЕБЕ в нужном автору интервале времени: 51-43 годы до н.э. Поэтому для "подтверждения" хронологии "древнего" Египта, в [1062] ищется соответствие между Круглым зодиаком и расчетным небом В РАЗНЫЕ ДАТЫ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ПЛАНЕТ(!?). Более того, - даже НЕ ДЛЯ ВСЕХ ПЛАНЕТ, А ТОЛЬКО ДЛЯ ДВУХ! Очевидно, что подобное "астрономическое подтверждение" можно получить практически для любого наперед заданного интервала времени в несколько лет.

Так, согласование по Марсу между расчетным небом и Круглым зодиаком предложено в [1062] для даты 16 июня 50 года до н.э. [1062], с.12. По Меркурию же - для совсем другой даты: 12 августа 50 года до н.э.[1062], с.12. Разница между ними - целых два месяца. Это - очень много, учитывая достаточно быстрое движение Марса и еще более быстрое движение Меркурия. Который за такой срок может пройти целых два созвездия.

Положения остальных планет на Круглом зодиаке в [1062] ВООБЩЕ НЕ СРАВНИВАЮТСЯ С РАСЧЕТНЫМ НЕБОМ. Кружки' Солнца и Луны рассматриваются почему-то как знаки лунного и солнечного затмений [1062], с.19-22. Такая расшифровка в [1062] не обосновывается и выглядит крайне сомнительной. Но допустим на минуту, что она правильна. Что же нам предлагается в качестве астрономического решения? По сути дела ничего.

Начнем с лунных затмений. Предлагаются сразу два кандидата: лунное затмение 1 апреля 52 года до н.э. и лунное затмение 25 сентября 52 года до н.э. [1062], с.20. Но оба затмения - неполные, то есть являются заурядными астрономическими событиями, случающимися почти каждый год. Точного совпадения с датами по Марсу или по Меркурию здесь нет - разница в 2 года. Неполное лунное затмение можно при желании найти в любом временном интервале в несколько лет. Да и точка наблюдения тут не очень важна, поскольку лунные затмения видны сразу со всей ночной поверхности Земли. Неудивительно, что автор [1062] нашел в нужном ему интервале 51-43 гг. до н.э. даже не одно, а целых два "подходящих" неполных лунных затмения.

Теперь о солнечном затмении. В [1062] предложено солнечное затмение 7 марта 50 года до н.э., якобы, "почти полное" в Дендере [1062], с.22. Однако наши расчеты по программе Turbo-Sky показали, что это затмение было в районе Нила настолько неполным, что заметить его простым глазом было трудно. Небо даже не потемнело. Полоса максимальной фазы проходила на сотни километров западнее Нила. Опять-таки, эта дата "астрономического согласования" не совпадает ни с одной из дат, предложенных в [1062] ранее. "Примерное совпадение" ничего не доказывает, поскольку связано лишь с тем, что поиск ведется в одном и том же априорном интервале времени 51-43 гг. до н.э. Вероятность найти здесь НЕПОЛНОЕ солнечное затмение достаточно велика. Поскольку подобные затмения - не такое уж редкое событие.

Мы прервем разбор "астрономической датировки" Круглого зодиака из работ [1062], [1062:1], так как перечисление всех допущенных в [1062] натяжек и противоречий заняло бы слишком много места. Например, одни и те же символы рассматриваются в одних случаях как обозначение планет, в других - как обозначение вне-зодиакальных созвездий [1062], с.9. Повторяется старая ошибка Г.Бругша в отождествлении Венеры на Круглом зодиаке. Эта ошибка уже давно обнаружена и подробно разобрана Н.А.Морозовым в [544], т.6, с.652-653. И т.д.

И при всем этом строгое астрономическое решение для Круглого зодиака так и не найдено в [1062]. Даже в рамках тенденциозной расшифровки, со всеми ее натяжками.

Главная страница
НЕБЕСНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ДРЕВНИХ
Подписи к рисункам
Продолжение >>