Г.В.Носовский, А.Т.Фоменко
ВАТИКАН
Зодиак Астрономии. Стамбул и Ватикан. Китайские гороскопы.

Исследования 2008-2010 годов

Часть 2
Стамбул и Ватикан

Глава 6.
Стамбул

6.3. На карте Стамбула 1572 года показана ЛИШЬ ОДНА большая мечеть. Ни одной из знаменитых стамбульских мечетей, якобы уже давно построенных к 1572 году архитектором Синаном, на карте нет

 

 

Посмотрим еще раз внимательно на карту Стамбула 1572 года, рис.284 Бросается в глаза, что на ней изображена ЛИШЬ ОДНА БОЛЬШАЯ МЕЧЕТЬ - не считая святой Софии. Размеры этой мечети несколько меньше святой Софии, но места на карте она занимает больше, поскольку нарисована в окружении множества построек, покрытых рядами мелких куполов. Все это обнесено стеной. Перед мечетью стоят два больших минарета, рис.364. О том, что это за мечеть, мы скажем позже. Пока нам важно лишь то, на карте 1572 года показана одна-единственная мечеть, снабженная минаретами. То есть - ЕДИНСТВЕННАЯ СУЛТАНСКАЯ МЕЧЕТЬ ВО ВСЕМ СТАМБУЛЕ. И это в 1572 году! (Напомним, что все без исключения султанские мечети Стамбула имеют высокие минареты, см., например, [34].)

На карте 1572 есть еще несколько мелких мечетей - зданий с полумесяцами наверху, рис.364. Но все они маленькие и минаретов не имеют. Причем, даже таких небольших мечетей удивительно мало. Их буквально единицы.

Но как же так? Ведь историки уверяют нас, что задолго до 1572 года в Стамбуле уже стояло МНОЖЕСТВО ОГРОМНЫХ МЕЧЕТЕЙ С МИНАРЕТАМИ. Наиболее известны из них мечети, построенные знаменитом придворным зодчим Синаном, современником Сулеймана Великолепного. Огромные мечети Синана стоят в Стамбуле до сих пор. Вокруг них роятся восторженные туристы. Где они на карте 1572 года? Подчеркнем, что карта составлена гораздо позже правления Сулеймана, поскольку и сам Сулейман и его преемники на ней уже изображены, рис.284. Но тогда должны быть изображены и огромные мечети времен Сулеймана. Причем, не одна, а СРАЗУ НЕСКОЛЬКО. Их нет, за исключением, быть может, ТОЛЬКО ОДНОЙ.

Перечислим здесь лишь некоторые из больших мечетей Стамбула, которые, согласно общепринятой версии истории Турции, должны быть представлены на карте 1572 года.

1) Огромная мечеть Сулеймана с четырьмя минаретами. Ее постройка датируется якобы 1550-1557 годами [34], с.59. Эта мечеть до сих пор является самой высокой, а вместе со своими пристройками - самой внушительной по размерам мечетью Стамбула. И построена она якобы задолго до составления карты 1572 года. См. рис.365.

Но где она на карте? Ее нет. Изображенная на карте мечеть не может быть мечетью Сулеймана по следующим причинам. Во-первых, изображено два минарета, а мечеть Сулеймана имеет четыре. Во-вторых, мечеть на карте показана меньше по размерам, чем святая София, а мечеть Сулеймана существенно больше святой Софии. И, наконец, местоположение мечети Сулеймана совсем иное, чем на карте. Мечеть Сулеймана стоит гораздо ближе к устью Золотого Рога и к святой Софии. Мечеть же на карте изображена возле православного патриархата и сравнительно недалеко от сухопутного пояса городских стен, рис.366. То есть - совсем в другой части города, чем мечеть Сулеймана.

2) Огромная мечеть Баязида с двумя минаретами была выстроена в Стамбуле якобы еще в XV веке, в 1497-1505 годах [34], с.67. То есть - за 70 лет до составления карты. Однако на карте ее нет. Мечеть Баязида находится намного ближе к святой Софии, чем мечеть, показанная на карте. См. рис.367.

3) Мечеть Завоевателя, также с двумя минаретами - самая большая по площади мечеть Стамбула, рис.368. Она была построена якобы в 1463-1470 годах, за 100 лет до составления карты [34], с.66. Впоследствии мечеть перестраивалась, см. ниже. Этой мечети на карте тоже нет. Мечеть Завоевателя совершенно не похожа на мечеть, изображенную на карте. И стоит она совсем в другой части Стамбула, гораздо ближе к святой Софии.

4) Огромная мечеть Наследника, также с двумя минаретами, была выстроена в Стамбуле якобы в 1544-1548 годах, за 25-30 лет до составления карты [34], с.66. Мечеть эта стоит недалеко от мечети Сулеймана и поэтому тоже не соответствует мечети, изображенной на карте, по местоположению. См. рис.369.

5) Мечеть принцессы Михримах с одним минаретом (Mihrimah Camii). Построена якобы в 1555 году архитектором Синаном [34], с.68. "В 1894 году она сильно пострадала от землетрясения, но потом дважды реставрировалась - в 1910 и 1958 годах" [34], с.68. В 2009 году, когда мы видели эту мечеть, она вновь находилась на реставрации, рис.370. Это - тоже очень большая мечеть, но и она не соответствует мечети, изображенной на карте 1572 года. Во-первых, она имеет только один минарет, а на карте их два. А во-вторых, она стоит на самом краю города у городской стены, рис.370. На карте же мечеть изображена в некотором отдалении от стен города, рис.366.

5) Мечеть Селима (Yavuz Selim Camii). Считается. что эта мечеть "была построена в 1520-1522 годах султаном Сулейманом Великолепным, который назвал ее в честь своего отца Селима I. Мечеть имеет квадратное основание (25x25 метров) и небольшой купол. Каждое крыло покрыто девятью куполами ... Во дворе 18 колонн поддерживают 22 купола" [34], с.70. См. рис.371 и рис.372. Об этой мечети мы подробно поговорим ниже.

В Стамбуле есть и другие мечети, построенные якобы до 1572 года. Мы перечислили здесь только большие и известные. Считается, что великий османский архитектор Синан, живший якобы в 1490-1588 годах, выстроил за свою жизнь "80 больших и 50 малых мечетей" [34], с.62. Многие из них находятся в Стамбуле.

Какая же мечеть изображена на карте? Скорее всего - мечеть Селима. Внешний вид и местоположение этой мечети полностью соответствуют рисунку на карте 1572 года, рис.373. Как и на карте, мечеть Селима расположена совсем недалеко от православного патриархата, в стамбульском квартале Фенер, рис.374. Там же, неподалеку, находится и церковь Марии Монгольской, о котором мы много говорили выше. Это - старый христианский район Стамбула. Не странно ли, что именно там и была построена первая султанская мечеть!

На старинной фотографии, сделанной с другого берега Золотого Рога, мы отметили названия самых заметных при общем взгляде на город стамбульских мечетей. По мнению историков, все они были построены якобы еще до 1572 года. На фотографии отмечено также и приблизительное местоположение изображенной на карте 1572 года мечети, рис.375. Хорошо видно, что из числа сохранившихся больших мечетей она может быть только МЕЧЕТЬЮ СЕЛИМА.

Конечно, мы не можем исключить возможности, что на карте изображена некая несохранившаяся до настоящего времени мечеть. Ясно лишь, что из числа СОХРАНИВШИХСЯ МЕЧЕТЕЙ СТАМБУЛА мечеть Селима является наиболее подходящей возможностью для мечети, изображенной на карте 1572 года.

Мечеть Селима достаточно малоизвестна. Мы не нашли подробных сведений о ней в книгах по Стамбулу и потому воспользовались интернет-энциклопедией "Википедия", которая сообщает следующее:

"The Yavuz Selim Mosque ... is an Ottoman imperial mosque located top of the 5th Hill of Istanbul, Turkey, overlooking the Golden Horn. Its size and geographic position make it a familiar landmark on the Istanbul skyline.

The Yavuz Selim Mosque is the second oldest existent imperial mosque in Istanbul. It was commissioned by the Ottoman sultan Suleiman the Magnificent and completed in 1522, although an inscription in Arabic over the entrance portal indicates that it may have been in use a couple of years earlier. The architect is unknown. Numerous attempts have been made to associate the structure with the famous imperial architect Mimar Sinan, but there is no supporting documentary evidence, and the date of the mosque is too old ...

The mosque itself is decorated with very early examples of Iznik tiles. The mosque is flanked by twin minarets.

The interior plan of the mosque is a simple square room, 24.5 meters on each side, covered by a shallow dome 32.5 meters in height. As with the Hagia Sophia, the dome is much shallower than a full hemisphere"

Перевод на русский язык:

"Мечеть Селима Грозного (Явуза) - османская султанская мечеть. Расположена на вершине 5-го холма Стамбула в Турции, напротив Золотого Рога. Благодаря своим размерам и местоположению, ХОРОШО ЗАМЕТНА ПРИ ВЗГЛЯДЕ НА ГОРОД ИЗДАЛЕКА.

Мечеть Явуза Селима - вторая по старшинству сохранившаяся султанская мечеть Стамбула. Построена по приказу султана Сулеймана Великолепного. Строительство завершено в 1522 году, однако арабская надпись над входными воротами указывает, что мечеть уже могла использоваться на пару лет раньше (то есть точный год постройки мечети, по сути дела, НЕИЗВЕСТЕН - Авт). АРХИТЕКТОР НЕИЗВЕСТЕН. Было много попыток приписать ее знаменитому султанскому зодчему Мимару Синану, но документальных источников, которые могли бы это подтвердить, нет, и, кроме того, время постройки мечети слишком раннее для Синана ...

Мечеть украшена очень старыми образцами изникских изразцов. Снабжена двумя минаретами.

Внутри мечеть представляет собой простое квадратное помещение со стороной 24,5 метра. Накрыта шлемовидным куполом высотой 32,5 метра. Как и у Святой Софии, купол этот гораздо более приземист, чем полусфера" (Википедия).

Итак, мечеть Селима считается ВТОРОЙ ПО ДРЕВНОСТИ султанской мечетью Стамбула. Однако, как мы уже начинаем понимать, на самом деле она является, по-видимому, САМОЙ СТАРОЙ БОЛЬШОЙ МЕЧЕТЬЮ СТАМБУЛА. Неудивительно, что сведения о ней чрезвычайно скупы. Неизвестно даже имя зодчего, ее построившего. Точный год постройки тоже неизвестен или сомнителен, см. выше. Для действительно старой мечети так и должно быть. А вот когда речь идет о позднейших новоделах, отнесенных на бумаге подальше в прошлое, то, как правило, историкам "известны" мельчайшие обстоятельства даже самой древней постройки. И соответствующие документы "счастливо обнаруживаются" в архивах. Дело в том, что все это изготавливается одновременно с самими новоделами. А со времен их изготовления прошло не так уж много времени. Поэтому все и сохранилось.

Итак, сделаем вывод.

ИЗ ВСЕХ БОЛЬШИХ СУЛТАНСКИХ МЕЧЕТЕЙ СТАМБУЛА ОДНА И ТОЛЬКО ОДНА МЕЧЕТЬ ОТРАЖЕНА НА КАРТЕ 1572 ГОДА.

ЕСЛИ ИЗОБРАЖЕННАЯ НА КАРТЕ МЕЧЕТЬ СОХРАНИЛАСЬ ДО НАШИХ ДНЕЙ, ТО, СКОРЕЕ ВСЕГО, ЭТО - МЕЧЕТЬ СЕЛИМА. ПОСТРОЕННАЯ, КАК СЧИТАЕТСЯ, ОКОЛО 1520 ГОДА.

ОДНАКО НЕ ИСКЛЮЧЕНО, ЧТО НА КАРТЕ ИЗОБРАЖЕНА НЕ СОХРАНИВШАЯСЯ ДО НАШИХ ДНЕЙ МЕЧЕТЬ.

ВПЛОТЬ ДО 1572 ГОДУ МЕЧЕТЬ СЕЛИМА - ИЛИ НЕКАЯ ДРУГАЯ, НЕСОХРАНИВШАЯСЯ МЕЧЕТЬ - ОСТАВАЛАСЬ ЕДИНСТВЕННОЙ БОЛЬШОЙ МЕЧЕТЬЮ СТАМБУЛА, НЕ СЧИТАЯ СВЯТОЙ СОФИИ.

ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ БОЛЬШИЕ МЕЧЕТИ СТАМБУЛА, ЯКОБЫ ПОСТРОЕННЫЕ В XV-XVI ВЕКАХ, НА САМОМ ДЕЛЕ ВОЗНИКЛИ ГОРАЗДО ПОЗЖЕ.

 

 

6.4. Почему мечеть на карте 1572 года названа мечетью Мурада? Возможно, из-за путаницы с близлежащей мечетью Фетхие, переделанная из христианской церкви по повелению Мурада III

 

Снова обратимся к карте 1572 года и к единственной большой мечети, изображенной на ней. Как мы видели, это, скорее всего, мечеть Селима. Из существующих в Стамбуле мечетей только она полностью соответствует мечети, изображенной на карте - и по своему внешнему виду и по расположению в городе.

Однако у мечети, изображенной на карте, есть и еще один признак, который мы до сих пор не учитывали. ОНА ПОДПИСАНА, рис.376. Подпись гласит: "Амуратова" (Almaratro). То есть, мечеть Мурада.

Может быть, мечеть Селима раньше называлась мечетью Мурада? И лишь потом ее приписали Селиму? Возможно. Однако допустимо и другое объяснение.

Дело в том, что совсем недалеко от мечети Селима находится одна из самых интересных мечетей Стамбула - мечеть ФЕТХИЕ, образованная в 1592 году при Мураде III, рис.374. Хотя формально дата ее образования более поздняя, чем датировка карты 1572 годом, но все же эти даты близки. Кроме того, рукописная датировка карты 1572 годом может быть не совсем точной. Да и датировка образования мечети Фетхие тоже может оказаться несколько ошибочной. Например, на табличке, прикрепленной к стене мечети Фетхие, указана уже несколько другая дата ее образования - 1597 год, на не 1592, рис.377.

Поскольку мечеть Фетхие возникла по повелению султана Мурада III, она вполне могла называться МЕЧЕТЬЮ МУРАДА или АМУРАТА. Как и обозначено на карте, рис.376.

Обратим внимание, что карта 1572 года включает в себя изображения турецких султанов, начиная с родоначальника династии Отомана (OTOMAN), и до Мурада III. Поэтому, скорее всего, карта составлена именно при Мураде III. На нижнем поле карты приписана от руки дата ее составления - якобы 1572 год. См. рис.378 и рис.379. Султан Мурад III назван АМУРАТОМ III (AMVRATH III). Поэтому его мечеть могла быть обозначена как ALMARATRO, то есть "Амуратова".

Поэтому не исключено, что мечеть Фетхие, то есть мечеть Мурада, уже была известна составителю карты.

В то же время, очень трудно предположить, что мечеть, изображенная на карте, - это мечеть Мурада Фетхие. Мечеть Фетхие совершенно не похожа на нарисованную на карте мечеть, см. фотографии ниже. У нее только один минарет, а нарисовано два, см. выше. Кроме того, Фетхие очень маленькая. А на карте изображена большая мечеть.

Вероятнее всего, составитель карты просто ошибся. Изобразил мечеть Селима, а приписал ей название "Амуратова" мечети Фетхие. Эти мечети расположены близко друг от друга. Кроме того, мечеть Мурада (Фетхие) в эпоху составления карты была еще только-только образована. Две близко расположенные мечети - мечеть Селима и мечеть Мурада (Фетхие) - могли путаться в умах иностранцев. Напомним, что карта 1572 года составлена, очевидно, не турком, а иностранцем. Все названия на ней - западно-европейские. См. рис.284 выше.

 

 

6.5. Мечеть Фетхие - бывшая мечеть Богородицы, а мечеть Михримах - бывшая мечеть Мариам, то есть той же Богородицы?

 

 

Но почему на карте упомянуто именно название мечети Мурада, а не мечети Селима? Дело, вероятно, в том, что западно-европейский составитель карты, будучи христианином, имел все основания отнестись с особым вниманием именно к мечети Мурада (мечети Фетхие). И отметить именно ее название на карте. Несмотря на то, что по сравнению с мечетью Селима она очень маленькая и невзрачная. Дело в следующем.

Мечеть Фетхие не строилась как мечеть, а была переделана в 1592 году по повелению Мурада III из СТАРЕЙШЕЙ СТАМБУЛЬСКОЙ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ Богородицы Обрадованной (Феотокос Паммакаристос по-гречески), построенной якобы еще в XII веке [34], с.56. В приделе которой долгое время находилась родовая усыпальница императоров Комнинов [34], с.56. То есть, как мы теперь понимаем - РОДОВАЯ УСЫПАЛЬНИЦА РОДСТВЕННИКОВ ХРИСТА. См. нашу книгу "Царь Славян". В XV-XVI веках там располагался константинопольский патриархат, см. ниже. Таким образом, это - ОЧЕНЬ ЗНАМЕНИТАЯ ЦЕРКОВЬ. См. рис.380, рис.381, рис.382, рис.383, рис.384.

Сегодня мечеть Фетхие - крайне МАЛОИЗВЕСТНАЯ МЕЧЕТЬ. Даже жители других кварталов Стамбула о ней, как правило, ничего не знают. В маленьком приделе церкви, не занятом мечетью, устроен небольшой музей, рис.385, рис.386, рис.387, рис.388, рис.389. Посетителей мало. Туристов сюда не возят. И даже если Вы решили самостоятельно добраться до нее на такси, будьте готовы к тому, что таксист даже не будет знать к ней дороги. И попытается, пользуясь сходством названий, отвезти Вас к мечети ФАТИХ (мечети Завоевателя).

Мечеть Фетхие, она же мечеть Мурада, расположена недалеко от церкви Святой Матери Марии Монгольской и нынешнего константинопольского патриархата, см. рис.350 выше. Более того, констанинопольский патриархат до 1587 года располагался в здании САМОЙ ЭТОЙ ЦЕРКВИ. "После завоевания Стамбула турками патриарх Геннадий покинул церковь Святых апостолов и ПРАВОСЛАВНЫЙ ПАТРИАРХАТ РАЗМЕСТИЛСЯ В ЦЕРКВИ ПАММАКАРИСТИ, где и находился 130 лет. В 1592 году султан Мурад III превратил церковь в мечеть" [34], с.56.

Название Фетхие Джами (Fethiye Camii, мечеть Фетхие) сегодня обычно толкуется как "мечеть Победы". Считается, что такое название дано в честь победы Османской империи над Персией, после которой к Турции были присоединены Грузия и Азербайджано [34], с.56. Война с Персией велась в 1578-1590 годах при султане Мураде (Амурате) III и закончилась Стамбульским миром 1590 года [13], с.465.

Но присоединение Грузии и Азербайджана не было таким уж значительным военным достижением Османской империи в конце XVI века. Турки одерживали тогда много несравненно более блестящих побед. И почему-то не назвали в честь них ни одной мечети в Стамбуле.

По нашему мнению, гораздо более вероятно другое объяснение названия "Фетхие". Невозможное в рамках скалигеровской хронологии, но вполне логичное в свете Новой хронологии. Обратим внимание, что церковь, из которой была получена мечеть Фетхие, была церковью БОГОРОДИЦЫ и по-гречески называлась ФЕОТОКОС Паммараристос. Или просто ФЕОТОКОС.

Но тогда сама собой напрашивается следующая мысль. Не получилось ли название мечети "Фетхие" путем легкого искажения слова "Феотокос" (с отбрасыванием греческого окончания "ос")? Ведь эти слова очень близки: ФТХ - ФТК. Вероятно, мечеть на первых порах продолжала называться по старому - "мечеть Богородицы". По-турецки - что-то вроде "Феотокос Джами". Но потом, когда мусульманство и православие разошлись окончательно, название "мечеть Богородицы" стало уже невозможным для правоверных турок. Пришлось его менять. Один из распространенных способов в таких случаях - подобрать близкое по звучанию слово и заявить, что "так всегда и было". Дескать, мечеть всегда называлась не "Феотокос Джами" (мечеть Богородицы) - как ошибочно произносят малограмотные и малосведущие прихожане - а "Фетхие Джами", то есть "мечеть Победы". Ясно, что при том количестве войн, которое вела Османская империя в XVI веке, подобрать близкую по времени к основанию мечети победу не составило труда. Ею случайно оказалась победа над персами и присоединение Грузии и Азербайджана в 1590 году.

Могут возразить: сходство слов Фетхие и Феотокос - чисто случайное совпадение. Возможно. Однако, это совпадение не единственное.

Сравнительно недалеко от мечети Фетхие, в том же стамбульском квартале Фенер, стоит мечеть принцессы Мирхимах, о которой мы уже говорили выше. Слово "Мирхимах" толкуется историками как имя одной из дочерей Сулеймана Великолепного [34], с.68. Но нельзя не обратить внимание, что МИХРИМАХ очень близко к МАРИАМ. Два имени отличаются друг от друга, по сути, лишь придыханиями - МИхРИМах = МИРИАМ или МАРИАМ.

Подчеркнем, что обе мечети - и Фетхие-Феотокос и Михримах-Мариам находятся недалеко друг от друга и недалеко от церкви святой Матери Марии Монгольской. См. рис.374 выше. В этом же месте Стамбула расположен и православный патриархат. Как мы уже говорили, именно в этих местах будущего Стамбула, скорее всего, какое-то время жила сама Богородица в XII веке. Поэтому там впоследствии было построено особенно много богородичных церквей. Сегодня здесь стоят мечети Фетхие и Михримах. Имена обеих удивительно напоминают имена Богородицы: Феотокос (Богородица по-гречески) и Мариам. Случайно ли это?

Не исключено, что мечети этой части Стамбула действительно хранят в своих названиях слегка искаженные названия православных церквей, посвященных Богородице.

Главная страница
Оглавление книги "ВАТИКАН "
Подписи к рисункам
Продолжение