Г.В.Носовский, А.Т.Фоменко
ИВАН ГРОЗНЫЙ И ПЕТР ПЕРВЫЙ.
ЦАРЬ ВЫМЫШЛЕННЫЙ И ЦАРЬ ПОДЛОЖНЫЙ

3-я книга серии "Малый ряд"

Часть 2. ПЕТР ПЕРВЫЙ - САМОЗВАНЕЦ?
Глава 4
Тайна императора Петра Великого

4.1. День рождения Петра не соответствует его имени, как у других русских царей XVI-XVII веков. В чем дело?

Обратимся теперь к другой не менее загадочной эпохе русской истории - царствованию Петра I. Царя-императора, получившего от своих наследников на русском престоле громкое прозвище "Великого" и осыпанного ими восторженными похвалами. Петр Первый до сих пор считается царем-реформатором, изменившим старый доморощенный уклад русской жизни на новый и прогрессивный. Считается, что именно Петр, благодаря своим гениальным способностям руководителя, повернул, наконец, отсталую дедовскую Россию на путь европейского развития и просвещения. О Петре написаны бесчисленные оды, поэмы, романы, сняты фильмы, поставлены пьесы и спектакли.

Итак, обратимся к истории Петра Первого. Первый вопрос, который мы сразу же зададим, будет таким: все ли "чисто" в истории Петра? Нет ли в ней каких-то темных или непонятных мест? В соответствии со сказанным выше, у нас есть основания подозревать, что такие "темные" места в ней имеются. Напомним суть дела.

Приведенная выше, в разделе 1.5, таблица имен русских царей и их дней рождения заставляет задуматься над одним из самых интересных и загадочных мест русской истории - царствованием Петра I. Согласно нашим исследованиям, время Петра достаточно туманно, поскольку оно было еще до войны с "Пугачевым". Как мы показали в книге "Новая хронология Руси, Англии и Рима", во времена Петра на востоке романовской Российской Империи еще существовало огромное враждебное Романовым русское государство - Московская Тартария. Которое охватывало всю Сибирь и часть Северной Америки. Поясним, что согласно нашим исследованиям - см, например, книгу "Новая хронология Руси" [ХРОН4] - до войны с Пугачевым Сибирь не подчинялась Романовым. Видимость подчинения Сибири Петербургу в XVIII веке возникло лишь под пером романовских историков - на бумаге и задним числом. Следуя указаниям Романовых, историки ложно изобразили на страницах учебников и монографий, что Сибирь, дескать, всегда была подчинена царям из дома Романовых. Как мы выяснили, это, скорее всего, была ложь. Но эта ложь была воспринята последующими поколениями историков как абсолютная истина. Причем, сегодня заказчики лжи уже давно ушли в прошлое. Она уже никому больше не нужна. Но историки настолько не любят исправлять раз сделанных ими ошибок, что не собираются делать этого и по сей день.

Вкратце напомним нашу реконструкцию. Согласно нашим исследованиям, сибирская Московская Тартария со столицей в Тобольске представляла собой огромный осколок распавшейся в начале XVII века Великой Средневековой Империи со столицей на Руси. Романовы при поддержке Западной Европы долго боролись с этим русско-ордынским сибирским государством и победили его лишь в конце XVIII века. То есть - уже гораздо позже времени Петра Первого. Эпоха, предшествующая этой победе, включая правление Петра I, является смутным временем русской истории. В те времена старая ордынская знать, правившая в Тобольске, все еще упорно боролась с западно-европейскими ставленниками Романовыми. После победы, которая досталась им совсем нелегко, Романовы постарались вытереть из исторической памяти само существование враждебного им русского сибирского государства. Государства, которому многие русские люди, скорее всего, сочувствовали гораздо больше, чем Романовым. По указанию Романовых была написана во многих отношениях ложная версия русской истории, согласно которой Московская Тартария якобы вообще не существовала. В этой версии правда и ложь тесно перемешаны. Она охватывает,, в частности, и эпоху Петра I. Поэтому нет ничего удивительного, что в истории царствования Петра далеко не все ясно.

Более того, как мы покажем ниже, именно в истории Петра, вероятно, и скрыты ответы на многие вопросы русской истории. Дело в том, что император Петр Великий был, по-видимому, ни много ни мало - САМОЗВАНЦЕМ НА РУССКОМ ПРЕСТОЛЕ, см. ниже. С учетом этого вновь открывшегося обстоятельства в русской истории многое проясняется.

Итак, обратимся к таблице соответствий между днями рождения московский государей XV-XVII веков и их крестными именами, см. раздел 1.5. Хорошо видно, что из общего правила выбивается только один правитель - царь Петр I. Для него и только для него разница между днем рождения и днем ангела составляет не менее двенадцати дней и не укладывается в недельный промежуток. Отметим, что максимальное отклонение между днем рождения и днем ангела для всех других царей до-петровского времени - и, в частности ДЛЯ ОБОИХ РОДНЫХ БРАТЬЕВ ПЕТРА, ставших царями - не превосходит четырех дней. А у Петра - целых 12 дней!

Более того, нетрудно подсчитать, что в данном случае разница в двенадцать дней вообще ни о чем не говорит, поскольку является, скорее всего, простой случайностью. Дело в том, что имя "Петр" встречается в святцах очень часто. Оно появляется 31 день в году, а именно: Январь 12,13,16,22; Февраль 1; Март 24; Май 3, 18; Июнь 12,25,29,30; Июль 1,14; Август 4,9,24,28; Сентябрь 2,5,10,13,23; Октябрь 4,5,9; Ноябрь 25,28; Декабрь 21,28 (все даты даны по старому стилю) [NN25], с.61.

Другими словами, Петр появляется в святцах в среднем один раз каждые двенадцать дней. В самом деле, число дней в году (365), деленное на 31 дает примерно 11,8, то есть около 12 дней. Следовательно, при равномерном разбросе расстояние в днях от произвольно взятого дня года до ближайшего упоминания Петра в святцах составляет всего-то около шести дней. Отклонение на двенадцать дней, как в случае Петра I, попадает в область типичных значений, возникающих в силу чисто случайных причин. Об этом говорит и то, что день рождения Петра I попал посередине между двумя Петрами в святцах. Отклонение назад составляет 12 дней, вперед - 13. Другими словами, день рождения Петра оказался на МАКСИМАЛЬНОМ ВОЗМОЖНОМ УДАЛЕНИИ ОТ БЛИЖАЙШЕГО ДНЯ ПАМЯТИ ПЕТРА В СВЯТЦАХ.

Итак, мы должны заключить, что день рождения Петра I НИКАК НЕ СВЯЗАН с днем его ангела. Но у всех других царей его эпохи такая связь заведомо существует и подчиняется одним и тем же правилам! Так как же звали царя Петра I на самом деле? И что за этим скрывается?

4.2. Петра Великого звали не Петр, а Исаакий?

Известно, что на протяжении полутора веков, начиная с Петра I и кончая Николаем I, Романовы, не жалея сил и средств, целеустремленно возводили в Санкт-Петербурге огромный Исаакиевский собор. Точнее, соборов с таким именем было несколько, рис.9, рис.10. Один сменял другой, еще более грандиозный, пока, наконец, в 1858 году не была закончена постройка нынешнего гигантского Исаакиевского собора. рис.11. Он был отделан с крайней пышностью. Средств явно не жалели. И не только средств, но и людей.

Огромный купол собора был позолочен "через огонь" [NN28], статья "Исаакиевский собор". Поясним, что так называется гальванопластический метод позолоты с использованием амальгамы, содержащей ртуть [NN28], статьи "Позолота" и "Гальванопластика". Ртуть удаляют нагреванием, откуда и произошло название этого способа - "через огонь". Позолота, нанесенная таким способом, отличается крайней прочностью и очень высоким качеством. Однако пары ртути настолько ядовиты, что этот способ годится лишь для лабораторных условий, а не для работы на крыше, где очень трудно обеспечить соответствующую защиту. Он никогда не применялся на Руси для золочения куполов. Тем не менее, именно такой способ был использован в случае Исаакиевского собора. Несмотря на то, что позолотчики работали в стеклянных защитных колбах на голове, наподобие скафандров, ВСЕ ОНИ ПОГИБЛИ (частное сообщение Игоря Крылова, из источника, близкого к Русской Православной Церкви).

Исаакиевский собор - главный собор Романовской России. Романовы очень трепетно и с большим вниманием относились к его постройке. Ясно, что и название собора было выбрано ими не случайно. Но тогда - почему "Исаакиевский"? Известно, что собор посвящен святому Исаакию Далматскому [NN28]. Однако, какое отношение имеет Исаакий Далматский, живший, как считается, во времена римского императора Валента, к царствующему дому Романовых? Ответ очень интересен. Вся причина, оказывается, в том, что ДЕНЬ ПАМЯТИ ИСААКИЯ ДАЛМАТСКОГО СОВПАДАЛ С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ ПЕТРА I.

Вот, что сообщает об Исаакиевском соборе Энциклопедический Словарь Брокгауза и Ефрона: "Исаакиевский собор - главный храм в Санкт-Петербурге, посвященный имени св. Исаакия Далматского, ПАМЯТЬ КОТОРОГО ЧЕСТВУЕТСЯ 30 мая, В ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО. Постройка этого храма начата при Екатерине II, в 1768 г., но еще при Петре были воздвигнуты одна за другой две церкви: первая, в 1710 г. ... вторая в 1717 г., после пожара, уничтожившего первую, на месте нынешнего Сената; эта церковь также сгорела в 1735 г. от молнии. Постройка третьего обширнейшего храма, предпринятая Екатериной II по плану архитектора Ринальди на месте нынешнего собора, была приостановлена смертью императрицы. Император Павел I, поспешив с окончанием постройки, изменил совершенно и план ее, и здание, возведенное до карниза из мрамора, было достроена кирпичом в 1802 г. ... в 1817 г. император Александр I... утвердил проект, составленный французом Монферраном. Впоследствии по повелению императора Николая I этот проект был несколько видоизменен... Собор был достроен в нынешнем своем виде в 1858 г. и торжественно освящен 30 мая этого года (рис.12 и рис.13 - Авт.)... стены его... облицованы внутри и снаружи дорогими сортами итальянского и финляндского мрамора... Все 4 фасада собора украшены портиками, фронтоны которых поддерживаются величайшими в свете (после колонн Александровской в Санкт-Петербурге и Помпеевой в Риме) монолитными гранитными колоннами... накрыт полусферическим, несколько вытянутым кверху куполом (внешний диаметр - 12 сажен 2 аршина, вышина - 6 сажен 2 аршина), который состоит из 3 сводов... Наружный [свод] покрыт красной медью и ПОЗОЛОЧЕН ЧЕРЕЗ ОГОНЬ... башня главного купола содержит в себе 12 медных, исполненных гальванопластически, вызолоченных статуй ангелов... Богатая утварь, которой наделен собор, соответствует величественности его архитектуры и роскоши наружной и внешней отделки" [NN28], статья "Исаакиевский собор".

Отсюда, в свете всего сказанного, прямо напрашивается мысль, что царя, которого мы знаем под именем Петра Великого, в действительности звали не Петр, а Исаакий. Иначе зачем было его преемникам называть главный собор государства - Исаакиевским. Гораздо логичнее было бы назвать его собором святого Петра.

Может быть, "Петр" - это было его имя "для народа", а "Исаакий" - имя "для своих"?

4.3. Царь Петр был подменен?

Но тогда нельзя не вспомнить темную историю с полутора-годовалой поездкой молодого царя Петра I по Западной Европе с марта 1697 по август 1698 года [NN28]. Из которой он вернулся как будто совершенно другим человеком. И на следующий же день, ДАЖЕ НЕ ПОВИДАВШИСЬ С СЕМЬЕЙ, принялся резать бороды боярам и вводить на Руси западные обычаи. При этом - что весьма показательно - "обновленный Петр" тут же ПОЛНОСТЬЮ уничтожил Московское стрелецкое войско. Затем он немедленно вступил в ТАЙНЫЙ ДОГОВОР с западно-европейскими государями [NN28]. ВСЕХ СВОИХ БЛИЖАЙШИХ РОДСТВЕННИКОВ - сестер Софью и Марфу и жену, - Петр немедленно по возвращении заточил в монастырь, НЕ ОСТАВИЛ ВОЗЛЕ СЕБЯ НИ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА ИЗ ЦАРСКОЙ СЕМЬИ. Брат и соправитель Петра, царь Иван Алексеевич к тому времени уже умер (в 1696 году). Так может быть, из заграничной поездки вернулся не царь Петр Алексеевич, а СОВСЕМ ДРУГОЙ ЧЕЛОВЕК? Не имевший, кстати, как признают сами историки, привычек царя, а скорее выказывающий ПРИЗНАКИ ПРОСТОЛЮДИНА: безграмотность, склонность к занятиям такими ремеслами, которыми государи не занимаются и т.п.

Другими словами, возможно, произошел СКРЫТЫЙ ДВОРЦОВЫЙ ПЕРЕВОРОТ С ПОДМЕНОЙ ЦАРЯ. Подлинного Петра Алексеевича сначала приучили к попойкам, а потом тихо убрали. Вместо него привезли из Западной Европы СОВСЕМ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА, ПРАВИВШЕГО ЗАТЕМ ОТ ИМЕНИ ПЕТРА. Понятно, что этого человека звали, скорее всего, не Петр. Вполне вероятно, что его звали Исаакий и именно его день рождения приходился на 30 мая. День рождения настоящего Петра, вероятно, был совсем другим, он должен был соответствовать имени "Петр".

Можно сформулировать и более мягкую гипотезу: молодому Петру с неустойчивой психикой, оказавшемуся в Западной Европе, могли внушить именно ту программу действий, которая была в тот момент выгодна западным европейцам. А именно, усилить разгром России. Впрочем, надо сказать, что гипотеза о подмене царя лучше вписывается в атмосферу XVII-XVIII веков, чем ее "мягкая форма". Дело в том, что эпоха Великой Смуты и Реформации пестрит самозванцами. Не только на Руси, но и в Европе. В ту бурную эпоху, вероятно, было проще заменить того или иного царя на самозванца, чем тратить время и усилия на его "перевоспитание".

С учетом всего сказанного, имеет смысл напомнить вкратце биографию Петра I. Мы воспользуемся для этого обстоятельной статьей в Энциклопедическом Словаре Брокгауза и Ефрона, написанной П.Милюковым.

<<Петр I Алексеевич Великий - первый император всероссийский, родился 30 мая 1672 года от второго брака царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной, воспитанницей боярина А.С.Матвеева... Мы не знаем, когда началось обучение его грамоте Н.М.Зотовым, но известно, что в 1683 году Петр еще не кончил учиться азбуке. ДО КОНЦА ЖИЗНИ ОН ПРОДОЛЖАЛ ИГНОРИРОВАТЬ ГРАММАТИКУ И ОРФОГРАФИЮ...

Со смертью царя Феодора Алексеевича глухая борьба Милославских и Нарышкиных переходит в открытое столкновение. 27 апреля (1683 г.) толпа, собравшаяся перед красным крыльцом Кремлевского дворца, выкрикнула царем Петра, обойдя его старшего брата Иоанна. Через неделю после начала бунта (23 мая) победители потребовали от правительства, чтобы царями были назначены оба брата; еще неделю спустя (29-го) по новому требованию стрельцов за молодостью царей правление вручено было царевне Софье (рис.14 и рис.15 - Авт.). Партия Петра отстранена была от всякого участия в государственных делах...

"Для математики, фортификации, токарного мастерства и огней артифициальных" является при Петре учитель-иностранец, Франц Тиммерман. Сохранившиеся (от 1688 г.?) учебные тетради Петра свидетельствуют о настойчивых его усилиях усвоить прикладную сторону арифметической, астрономической и артиллерийской премудрости; те же тетради показывают, что основания всей этой премудрости ТАК И ОСТАЛИСЬ ДЛЯ ПЕТРА ТАЙНОЙ. Зато ТОКАРНОЕ ИСКУССТВО И ПИРОТЕХНИКА ВСЕГДА БЫЛИ ЛЮБИМЫМИ ЗАНЯТИЯМИ ПЕТРА...

Единственным крупным... вмешательством матери в личную жизнь юноши была женитьба его на Е.Ф.Лопухиной 27 января 1689 г., раньше достижения Петром 17 лет (теперь становится понятно, что год рождения Петра мог быть подделан и в 1683 году настоящему Петру могло уже исполниться 17 лет, что требовалось обычаями того времени для женитьбы - Авт.)... Софья женила царя Иоанна... тотчас по достижении 17-ти лет; но у него рождались только дочери...

"Изрядная любовь" Петра к жене "продолжилась разве токмо год", а затем Петр стал предпочитать семейной жизни - походную... Новое занятие - судостроение - отвлекло его еще дальше; с Яузы он переселился со своими кораблями на Переяславское озеро и весело проводил там время даже зимой. Участие Петра в государственных делах ограничивалось во время регентства Софьи присутствием при торжественных церемониях. По мере того, как Петр подрастал и расширял свои военные забавы, Софья начинала все более тревожиться за свою власть и стала принимать меры для ее сохранения. В ночь на 8 августа 1689 г. Петр был разбужен в Преображенском стрельцами, принесшими весть о действительной или мнимой опасности со стороны Кремля. Петр бежал к Троице: его приверженцы распорядились созвать дворянское ополчение, потребовали к себе начальников и депутатов от московских войск и учинили короткую расправу с главными приверженцами Софьи... Софья была поселена в монастыре, Иоанн (рис.16 - Авт.) правил лишь номинально; фактически власть перешла к партии Петра. На первых порах, однако, "царское величество оставил свое правление матери своей, а сам препровождал время свое в забавах экзерциций военных"...

Петр воспользовался переменой своего положения только для того, чтобы расширить до грандиозных размеров свои увеселения... За эти годы центром разгульной жизни Петра становится дом нового его любимца, Лефорта, в Немецкой слободе. "Тут началось дебошство, пьянство так великое, что невозможно описать, что по три дни, запершись в том доме, бывали пьяны и что многим случалось оттого и умирать" (Куракин). В доме Лефорта Петр "начал с домами иноземскими обходиться и амур начал первый быть к одной дочери купеческой" (см. Монс, Анна)...

В 1694 г. умерла мать Петра. Хотя теперь Петр "сам понужден был вступить в управление, однако ж труда того не хотел понести и оставил все своего государства правление - министрам своим" (Куракин)... Правительственная машина в первые годы собственного правления Петра продолжает идти своим ходом; Петр вмешивается в этот ход лишь... поскольку это оказывается необходимым для его военно-морских забав. Очень скоро, однако же, "младенческое играние" в солдаты и корабли приводит Петра к серьезным затруднениям, для устранения которых оказывается необходимым существенно потревожить старый государственный порядок. "Шутили под Кожуховым, а теперь под Азов играть едем", - так сообщает Петр Ф.M.Апраксину в начале 1695 г. об Азовском походе... Шутливый тон скоро исчезает... обнаруживается неподготовленность войска и генералов к серьезным действиям. Неудача первого похода заставляет Петра сделать новые усилия. Флотилия, построенная на Воронеже, оказывается, однако, мало пригодной для военных действий... Он предлагает боярам схватить "фортуну за власы" и изыскать средства для постройки флота, чтобы продолжать войну с "неверными" на море. Бояре возложили постройку кораблей на "кумпанства" светских и духовных землевладельцев, имевших не меньше 100 дворов; остальное население должно было помогать деньгами. Построенные "кумпанствами" корабли оказались позднее никуда не годными, и весь этот первый флот, стоивший населению около 900 тысяч тогдашних рублей, не мог быть употреблен ни для каких практических целей...

Решено было снарядить посольство за границу для закрепления союза против "неверных"... Петр теперь примыкает к посольству в качестве "волонтера Петра Михайлова" (рис.17, рис.18 - Авт.)... 9 марта 1697 г. посольство двинулось из Москвы с намерением посетить Вену, королей английского и датского, папу, голландские штаты, курфюрста бранденбургского и Венецию... Рижский комендант Дальберг слишком буквально понял инкогнито царя и НЕ ПОЗВОЛИЛ ЕМУ ОСМОТРЕТЬ УКРЕПЛЕНИЯ... Пышная встреча в Митаве и дружественный прием курфюрста бранденбургского в Кенигсберге... Из Кольберга Петр поехал вперед, морем на Любек и Гамбург, стремясь скорее достигнуть своей цели - ВТОРОСТЕПЕННОЙ ГОЛЛАНДСКОЙ ВЕРФИ в Саардаме... Здесь Петр пробыл 8 дней, удивляя население маленького городка своим экстравагантным поведением (рис.19, рис.20 - Авт.). Посольство прибыло в Амстердам в середине августа и осталось там до середины мая 1698 г., хотя переговоры были кончены уже в ноябре 1697 г. В январе 1698 г. Петр поехал в Англию... и оставался там три с половиной месяца, РАБОТАЯ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО НА ВЕРФИ в Дептфорде... На европейских наблюдателей Петр произвел впечатление... заинтересованного преимущественно ремеслами (рис.21 - Авт.), прикладными знаниями и всевозможными диковинками... Его изображают человеком крайне вспыльчивым и нервным, быстро меняющим настроение и планы и НЕ УМЕЮЩИМ ВЛАДЕТЬ СОБОЙ В МИНУТЫ ГНЕВА, ОСОБЕННО ПОД ВЛИЯНИЕМ ВИНА. Обратный путь посольства лежал через Вену... Петр... спешил покинуть Вену для Венеции, где надеялся изучить строение галер. Известие о стрелецком бунте вызвало его в Россию; по дороге он успел лишь повидаться с польским королем Августом (в местечке Раве)...

Прямо с дороги, НЕ ПОВИДАВШИСЬ С СЕМЬЕЙ, Петр проехал к Анне Монс, потом на свой Преображенский двор. НА СЛЕДУЮЩЕЕ УТРО, 26 августа 1698 г., он собственноручно начал стричь бороды у первых сановников государства. Стрельцы были уже разбиты Шеиным под Воскресенским монастырем, и зачинщики бунта наказаны (рис.22 - Авт.). Петр ВОЗОБНОВИЛ СЛЕДСТВИЕ О БУНТЕ... заставил постричься Софью и ее сестру Марфу. Этим же моментом Петр воспользовался, чтобы насильственно постричь свою жену... Брат царя, Иоанн, умер еще в 1696 г.; НИКАКИЕ СВЯЗИ СО СТАРЫМ НЕ СДЕРЖИВАЮТ БОЛЬШЕ ПЕТРА... ПИРЫ И ПОПОЙКИ сменяются казнями, в которых царь сам играет иногда роль палача; с конца сентября по конец октября 1698 г. было казнено более тысячи стрельцов. В феврале 1699 г. опять казнили стрельцов сотнями. МОСКОВСКОЕ СТРЕЛЕЦКОЕ ВОЙСКО ПРЕКРАТИЛО СВОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ. Указ 20 декабря 1699 г. о новом летосчислении формально провел черту между старым и новым временем. 11 ноября 1699 г. был заключен между Петром и Августом ТАЙНЫЙ ДОГОВОР, которым Петр обязывался вступить в Ингрию и Карелию тотчас по заключении мира с Турцией, не позже апреля 1700 г.; Лифляндию и Эстляндию, согласно плану Паткуля, Август предоставлял себе...

"ПО РАСПУЩЕНИИ СТРЕЛЬЦОВ НИКАКОЙ ПЕХОТЫ СИЕ ГОСУДАРСТВО НЕ ИМЕЛО". 17 ноября 1699 г. был объявлен набор новых 27 полков, разделенных на 3 дивизии, во главе которых стали командиры полков Преображенского, Лефортовского и Бутырского. Первые две дивизии (Головина и Вейде) были вполне сформированы к середине июня 1700 г.; вместе с некоторыми другими войсками, всего до 40 тыс., они были двинуты в шведские пределы на другой день по обнародовании мира с Турцией (19 августа)... Петр направил свои войска к Нарве... Только к концу сентября войска собрались у Нарвы; только в конце октября был открыт огонь по городу... Ночью с 17 на 18 ноября русские узнали, что Карл XII приближается к Нарве. Петр уехал из лагеря, оставив командование принцу де Круа, незнакомому с солдатами и неизвестному им, - и восьмитысячная армия Карла XII, усталая и голодная, разбила без всякого труда сорокатысячное войско Петра>> [NN28], статья "Петр I Алексеевич Великий".

Главная страница
Оглавление книги ИВАН ГРОЗНЫЙ И ПЕТР ПЕРВЫЙ
Подписи к рисункам
Продолжение >>