Г.В.Носовский, А.Т.Фоменко
ЦАРЬ СЛАВЯН

Глава 1.
ДАТИРОВКА РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА СЕРЕДИНОЙ XII ВЕКА.

6.3. ПЕРЕСЧЕТ СТАРЫХ ИНДИКТОВЫХ ДАТ НА СОВРЕМЕННОЕ ЛЕТОСЧИСЛЕНИЕ С УЧЕТОМ ВОЗМОЖНОГО НЕСОВПАДЕНИЯ ТОЧЕК СМЕНЫ ЦИКЛОВ, ПОДРАЗУМЕВАЕМЫХ В ДАННОЙ ДАТЕ.

Как уже объяснялось, при пересчете старой индиктовой даты в сентябрьский год по эре от Адама необходимо учитывать, что в старом первоисточнике индикт "перескакивает" в некий момент X, в то время как круг Солнцу и круг Луне "перескакивают" в некий, вообще говоря, другой момент Y. Но перевод индиктовых дат в года по эре от Адама осуществлялся поздними и современными хронологами обычно без учета данного обстоятельства по следующему правилу. Индикт - это остаток от деления значения сентябрьского византийского года от Адама на 15, круг Солнца - остаток от деления его на 28, а круг Луне - от деления на 19. Но здесь молчаливо предполагается, что круг Солнцу и круг Луне "перескакивают" всегда 1 сентября, так же, как индикт. Но это не будет соответствовать источнику, в котором подразумевается, что "перескоки" происходят в разные моменты года. В итоге мы можем совершенно неправильно вычислить год события, указанный в документе.

Чтобы избежать ошибки, нам нужно знать моменты X и Y. Зная их, мы можем привести сведения первоисточника к современному виду, пригодному для использования современных таблиц пересчета. А именно, нужно либо уменьшить на единицу взятые из документа значения круга Солнцу и круга Луне после точки Y, что соответствует перенесению их "перескока" на начало следующего индиктового года. Либо наоборот, увеличить их на единицу в промежутке от X до Y, что отвечает сдвигу точки их "перескока" на начало текущего индиктового года. Два указанных способа приводят, естественно, к разным ответам. И только один из них будет правильным. Если мы не знаем, как именно следует поступать, то необходимо рассмотреть оба варианта, см. рис.1.38.

Пусть, например, в источнике подразумевается январский индикт, но мартовские круги Солнцу и Луне. Пусть нам нужно перенести их начала на три месяца назад, совместив их с прошедшим январем. Как мы увидим, именно это и нужно будет сделать для исследуемой нами Палеи. Следует поступать так.

Для месяцев - январь и февраль - нужно увеличить круг Солнцу и круг Луне, указанные в источнике, считая их уже "перескочившими" 1 января. В то время как в первоисточнике предполагалось, что они перескочат лишь 1 марта. Этим мы как бы искусственно смещаем точку зрения древнего автора, переводя ее в нашу, современную. После чего уже можно применять современные таблицы пересчета индиктовых дат в датировки по эре от Адама, а затем и по н.э.

Описанный способ пересчета индиктовой даты со смещенными началами циклов изображен на рис.1.39. А именно, надо рассмотреть два случая.

а) Для дат от 1 января до 28-29 февраля надо увеличить круг Солнцу и круг Луне, данные в первоисточнике, на единицу. Затем - рассчитать византийский, сентябрьский год от Адама по остаткам от деления. И наконец вычесть число 5508. Получим номер январского года нашей эры. Естественно, отрицательные значения будут соответствовать годам до н.э. (по астрономическому счету, то есть с включением нулевого года).

б) Для дат с 1 марта по 31 декабря подправлять круги Солнцу и Луны не нужно. Но при пересчете на года н.э. так же, как и в предыдущем случае, всегда вычитается 5508. Дело в том, что в промежуточном вычислении сентябрьского года от Адама мы при указанном способе совершим ошибку для месяцев с сентября по декабрь, уменьшив результат на единицу. Это компенсируется тем, что мы будем вычитать для указанных месяцев по-прежнему 5508, а не 5509, как следовало бы при пересчете с византийской сентябрьской эры от Адама на года н.э. для промежутка с сентября по декабрь.

6.4. РАСШИФРОВКА ТРЕХ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ДАТ СТАРИННОЙ ПАЛЕИ.

Начнем с расшифровки индиктовой даты Рождества, поскольку она является полной и для нее получится меньше всего возможных решений. В Палее сказано: индикт 15, круг Солнцу 13, круг Луне 10. Как мы уже видели, при буквальном понимании такой записи, получается бессмысленный ответ. Следовательно, здесь, скорее всего, мы сталкиваемся с одной или с обеими перечисленными выше "систематическими" ошибками. Здесь и ниже будем предполагать, что случайных описок переписчики не допустили. В противном случае мы не сможем найти ни одного решения, удовлетворяющего поставленным нами жестким требованиям. Напомним, что три искомые даты из Палеи должны располагаться на определенных расстояниях друг от друга, а именно, около 30 лет от Рождества до Крещения и 30-40 лет от Рождества до распятия.

С учетом того, что первоначально в дате Рождества не был указан перст руки Дамаскиновой и что потом его "восстановили", но неправильно, мы имеем четыре варианта для круга Солнцу. Указанный в Палее круг Солнцу 13 отвечает цифре 2 на среднем персте, см. рис.1.33. Тому же вруцелету 2 на других перстах соответствуют такие круги Солнцу: на указательном - 24, на безымянном - 2, на мизинце - 19. Все варианты надо перебрать. Для каждого варианта мы проводили три расчета: без поправок в кругах Солнцу и Луне, затем с поправкой на +1 и, наконец, с поправкой на -1. Таким образом, мы учли все возможности, вытекающие из двух перечисленных возможных ошибок.

Мы написали компьютерную программу, позволяющую выполнить указанные вычисления, см. Приложение 3.

В результате получился следующий ответ, см. таблицу 1.

Таблица 1.

В получившейся таблице есть только три даты, которые в принципе могут быть осмыслены. А именно: 87 г.н.э., 867 г.н.э. и 1152 г.н.э. Остальные - либо глубокая древность, задолго до начала н.э., либо уже XX век. Причем, среди трех осмысленных дат одна ИДЕАЛЬНО соответствует полученной нами выше независимой датировке Рождества Христова в середине XII века. Это 1152 год н.э.

Подчеркнем, что вероятность случайного попадания одной из трех дат, разбросанных по полутора-тысячелетнему интервалу, в небольшую окрестность 1150 года очень мала. А получившееся у нас попадание - почти точное! 1152 год прекрасно соответствует всем найденным нами выше независимым датировкам Рождества Христова.

Но посмотрим теперь, что дадут другие две датировки по Палее - для Крещения и распятия. Они могут подтвердить датировку Рождества 1152 годом, а могут и не подтвердить. Например, если в данные индиктовые датировки Палеи вкрались случайные ошибки. Или если первоисточник указывал какую-то другую дату. Но ясно одно, что "случайно" все три даты не могут попасть в одну и ту же эпоху. И тем более - на заранее ожидаемую, уже определенную нами выше середину XII века.

Приведем в виде двух таблиц (таблица 2 и таблица 3) все возможные варианты расшифровки дат Крещения и распятия. Звездочкой мы отмечаем круг Солнцу, непосредственно указанный в Палее. В случае, если палец в Палее указан прямо, мы отмечаем звездочкой также и "двойственный" палец (при возможной зеркальной симметрии таблицы, обсужденной нами выше). Еще три значения круга Солнцу, входящие в таблицу, отличаются от прямо указанного изменением перста, то есть имеют с ним одно вруцелето.

В случае Крещения круг Солнцу в Палее дается как "3 безымянного перста". Ему соответствует 3-е вруцелето на безымянном персте. То есть при буквальном понимании текста Палеи круг Солнцу будет 14, см. рис.1.33. Однако с учетом возможной ошибки в персте мы должны рассмотреть также и другие три случая: круг Солнцу 8 (3 на указательном), круг Солнцу 25 (3 на среднем) и круг Солнцу 3 (3 на мизинце).

Для даты распятия Палея дает: индикт 3, а круг Солнцу 7. Этот круг Солнцу отвечает 1 на мизинце. Следовательно, мы должны рассмотреть также варианты: круг Солнцу 12 (1 на указательном), круг Солнцу 1 (1 на среднем) и круг Солнцу 18 (1 на безымянном).

Поскольку круг Луне ни для Крещения, ни для распятия, не задан, то формальных решений получается существенно больше, чем для Рождества. Что же мы видим из приведенных таблиц?

Есть только два возможных способа расшифровать указанную в Палее тройку дат в точном соответствии с евангельским описанием. Оба решения, то есть обе тройки, в точности соответствуют прямому указанию Палеи, что от Рождества до Крещения прошло 30 лет, а от Крещения до распятия - 3 года. Речь идет о следующих возможностях.

Первый вариант: 87 г.н.э., 117 г.н.э., 120 г.н.э.

Второй вариант: 1152 г.н.э., 1182 г.н.э., 1185 г.н.э.

ДРУГИХ РЕШЕНИЙ НЕТ. При этом второе решение находится в ИДЕАЛЬНОМ соответствии с остальными независимыми датировками, полученными нами выше. В частности, с астрономической датировкой Вифлеемской звезды в середине XII века.

Теперь мы можем получить окончательный ответ на поставленный выше вопрос.

УТВЕРЖДЕНИЕ. а) Все три индиктовые евангельские даты в старинной Палее (Румянцевский фонд Государственной библиотеки, рукопись ф.256.297) допускают единственную расшифровку, отвечающую Евангелиям и согласующуюся с другими независимыми датировками, полученными выше. Расшифровки всех трех дат Палеи являются строгими в том смысле, что они не предполагают каких-либо ошибок переписчиков, совершенных по небрежности. Берутся в расчет только указанные выше две "систематические" ошибки, которые переписчик-хронолог при всей тщательности своей работы был не в состоянии избежать.

б) Решение таково:

декабрь 1152 года для Рождества,

январь 1182 года для Крещения и

март 1185 года для распятия.

ЗАМЕЧАНИЕ 1. Что касается указанных в Палее дней недели и точных календарных дат Рождества и распятия, то они являются, очевидно, вычисленными, исходя из заданных прямых скалигеровских датировок. Подсчет легко было произвести по пасхалии или с помощью вруцелетных букв. Так например, в 5533 году от Адама пятница приходилась на 30 марта, что легко извлечь из пасхалии. Поэтому в Палее распятие Христа датировано именно 30 марта. Напомним, что Христа, согласно Евангелиям, распяли в пятницу. Скалигеровские редакторы просто нашли дату, когда в последних числах марта была пятница. Ее и вписали в Палею.

ЗАМЕЧАНИЕ 2. Мы видим, что в двух или, может быть, во всех трех случаях (если не учитывать упомянутую выше возможность зеркального отражения таблицы) - для Рождества, Крещения и распятия - индиктовая дата, сохранившаяся в дошедшей до нас редакции Палеи, неправильно указывает палец руки Дамаскиновой. Как уже было сказано, эта ошибка могла возникать или случайно из-за того, что первоначально палец не был указан вовсе, а потом его дополняли позднейшие переписчики. Или систематически из-за того, что сначала на руке Дамаскиновой круги Солнцу писали справа налево, а потом стали писать слева направо. Итак перед нами в лучшем случае две, а в худшем случае три ошибки в трех испытаниях. Возникает вопрос - какова вероятность самого "плохого", маловероятного случая? То есть того, что во всех трех случаях палец оказался неверным благодаря случайной ошибке? Другими словами, что его чисто случайно все три раза указали неправильно?

Простой подсчет показывает, что при случайном восстановлении утраченного пальца на руке Дамаскиновой, вероятность того, что три раза из трех будет допущена ошибка, достаточно велика. Она составляет приблизительно 1/2. В самом деле, вероятность сделать ошибку один раз равна 3/4, поскольку всего на руке Дамаскиновой используются четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец). Следовательно, вероятность случайно попасть на правильный палец равна 1/4. А вероятность ошибки 3/4. Следовательно, вероятность ошибиться независимо все три раза равна 27/64, то есть приблизительно 1/2. Иными словами, пятьдесят шансов из ста за то, что имея три индиктовые даты, мы во всех трех из них встретим ошибку в пальце. Что мы и видим в данном случае.

Сделаем здесь общий комментарий. Сегодня мы имеем дело, как правило, с текстами, прошедшими скалигеровскую редакцию XVII-XVIII веков. Поэтому, если мы хотим извлечь из них подлинные датировки старых событий, то должны опираться на те числа, которые скалигеровские редакторы не могли понять и "исправить". Сегодняшние попытки "вычислять" даты на основе простых соображений, доступных редакторам XVII-XVIII веков, почти наверняка дадут результат их лукавых подсчетов, при помощи которых искажалась история.

Архаичные индиктовые даты представляют собой ценный материал, поскольку их расшифровка сопряжена, вообще говоря, со сложными вычислениями, недоступными редакторам XVII-XVIII веков. А сегодня такие вычисления мы вполне можем сделать.

6.5. ОБСУЖДЕНИЕ ДАТЫ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА ПО ПАЛЕЕ.

Остановимся подробнее на хронологических деталях, описанных в данной Палее евангельских событий. В ней прямым текстом сказано, что Христос был распят на 33 году жизни. Это подтверждается также и расшифрованными выше датами. При этом надо отдавать себе отчет, что датировка Рождества является вторичной по отношению к датировкам распятия и воскресения, поскольку она вычислялась на основе представлений о времени жизни Христа. ПЕРВИЧНОЙ ЯВЛЯЕТСЯ ДАТА РАСПЯТИЯ.

Дело в том, что относительно продолжительности жизни Христа у древних христианских писателей и даже, по-видимому, у самих евангелистов, не было единой точки зрения. Мы цитируем: "Твердого исторического предания и о времени общественного служения Христа не сохранилось. Обычное воззрение, что служение его (то есть от Крещения до распятия - Авт.) продолжалось три с половиной года и жизнь окончилась на 34-м году, опирается на авторитет Евсевия. Полного подтверждения этого предания в тексте Евангелия не находим... А в древнейшее (доевсевианское) время упорно держалось другое воззрение, что служение Христа продолжалось одно лето Господне приятно (Ипполит римский и др.): в таком случае Христос умер на 31 году, а на основании года распятия приходится вычислять год рождения... Обычное представление о 33 с половиной годах земной жизни Христа не имеет для себя достаточных оснований и Ириней уже допускал, по крайней мере, 40-летний возраст Христа; то же, по-видимому, предполагается и в Евангелии от Иоанна" [83], т.1, с.91-92. Здесь В.В.Болотов имеет в виду Иринея Лионского и полагает, что эти сведения Ириней почерпнул у самого Иоанна Богослова, к которому он был весьма близок по времени. Во всяком случае свидетельство Иринея считается весьма весомым [83], т.1, с.91.

Из всего сказанного следует, что датировка распятия 1185 годом - более точное хронологическое указание, чем датировка Рождества 1152 годом. О продолжительности жизни Христа были разногласия, поэтому дата Рождества "размывается в пятно", вычисляемое, исходя из даты распятия. Следовательно, дате Рождества, приводимой в том или ином источнике, не следует абсолютно доверять. К ней всегда возможна поправка в несколько лет. Поэтому дата Рождества в Палее 1152 годом отнюдь не противоречит дате 1150 год, получаемой нами из датировки Юбилеев, см. выше. Отличие всего лишь на два года.

Главная страница
Оглавление книги ЦАРЬ СЛАВЯН
Подписи к рисункам
Продолжение >>